Государственные органы субъектов рф виды. Понятие и виды государственных органов

Государственные органы субъектов рф виды. Понятие и виды государственных органов

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Признаки государственного органа: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) государственный орган обладает властными полномочиями; 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством; 4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов гос. власти. Государственный орган - это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Система органов государственной власти РФ - совокупность органов РФ, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Система федеральных органов государственной власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды. Система государственных органов субъектов РФ включает законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов РФ. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти, установленными ФЗ. Гос. органы субъектов РФ в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой гос. власти (ст. 73). Гос. власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей (самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга). В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей. Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы судебной власти. К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ. Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона. Классификация государственных органов: 1. с учетом порядка образования (формирования): · Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума); · Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами; 2. с учетом сферы действия: · Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации; · Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. 3. по территориальному принципу: · Общегосударственные, · Региональные; · Местные. 4. с учетом принципа разделения властей: · Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; · Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы - занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов; · Судебные органы - осуществляют правосудие. 5. По временной деятельности: · высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации); · созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются). 6. По форме деятельности: · органы, предусмотренные конституцией; · органы, предусмотренные федеральными законами; · органы, предусмотренные подзаконными актами. 2.

Еще по теме Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации. Конституционные основы их классификации.:

  1. Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.
  3. 50. КонституционныйСуд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  4. 2.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления по регулированию торговой деятельности
  5. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  6. 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Государственный орган – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сферах государственной деятельности.

Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов являются:

Наличие у каждого органа государства государственно-властными полномочий;

Органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);

Каждый орган государства наделён определёнными компетенциями;

Орган государства обладает своей структурной, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;

Орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);

В деятельности органов государства находят своё выражение задачи и функции государства.

В научной литературе в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды органов государства:

1) в соответствии с принципом разделения властей (законодательные, исполнительные и судебные органы);

2) в зависимости от организационно - правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно- распорядительные, (органы экономики, социально-культурной среды, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);

3) в зависимости от сферы деятельности (высшие, центральные, местные, муниципальные органы);

4) в зависимости от способов формирования (первичные и производные органы);

5) в соответствии с федеральным устройством государства (федеральные (центральные) и органы субъектов федерации);

6) в зависимости от способа осуществления властных полномочий (едино начальные – Президент, Прокурор; коллегиальные – Правительство, Государственная Дума);

7) по срокам полномочий (постоянные и временные);

б) по правовым формам деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.

Следует также отметить, что из приведённых выше классификации видов органов государства основное место в ней занимают следующие государственные органы:

а) представительные (законодательные) органы. В РФ – это Федеральное собрание, которые состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчинённых ему органов; принимают бюджет страны, а также

Дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности (выразить им недоверие).

б) Исполнительно-распорядительные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.№314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации образованы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.

в) Судебные органы – осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматриваются жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц. Рассматривая дела об экономических спорах юридических лиц и т.п. В Российской Федерации в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц; военные специализированные суды; мировые судьи и др.

государственными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные государственно-властными полномочиями. К ним относятся органы прокуратуры, органы внутренних дел, федеральная служба безопасности, внешней разведки, Федеральная налоговая служба, таможенные органы и др.

Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности органы государства, являются:

· Принцип разделения властей (т.е. самостоятельное функционирование каждой ветви власти в целях исключения произвола в их деятельности;

· Принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);

· Принцип законности (строгое и неукоснительное соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативно-правовых актов всеми органами государства);

· Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все органы государства обязаны признавать, соблюдать и замещать их права и свободы);

· Принцип профессионализма (в государственных органах должны работать квалифицированные специалисты, которые гарантировали бы высокий уровень и качество их работы).

Еще по теме 2. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды:

  1. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.
  2. 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Во все времена государственная власть осуществлялась разными способами и методами. В тот или иной промежуток времени использовались своеобразные интерпретации властного веления. Наиболее распространенной в древние и Средние века была форма насилия. Но она «живет» лишь в руках сильного и независимого лидера, со смертью которого исчезает режим. После насилия использовалась религия. Она господствовала достаточно долго. Однако во времена Просвещения люди осознали, что слепая вера ничем не лучше насилия. Последней формой реализации государственной власти стало право. Она используется во многих государствах по сей день. Но её фактическое действие может осуществляться лишь посредством специальных государственных структур, действующих на общеправовых принципах и использующих свои методы регулирования. Такие системы на сегодняшний день можно найти в любой стране. Они называются органами государственной власти. Казалось бы, эти общеизвестные структуры являются всего лишь банальными исполнителями требований правового поля. Однако их сфера распространяется далеко за пределами исключительного «исполнения». Таким образом, в статье далее пойдет речь об основных органах государственной власти, их видах и особенностях, которыми наделены эти структуры в Российской Федерации.

Государственная власть

Понятие и виды государственных органов полностью зависят от особенностей власти в той или иной стране. Если говорить конкретно о России сугубо научным языком, то на территории этой державы координация общества реализуется посредством большого количества императивных норм. Конечно, данный фактор во многом зависит от сферы правового регулирования. Но если не вдаваться в глубину юридических аспектов, государственная власть в РФ - это особый, уникальный или же неповторимый способ руководства обществом и его отдельными частями. Как мы понимаем, управление социальной структурой не может производиться верхушкой власти непосредственно. Для этого нужны специальные виды государственных органов, каждый из которых наделен тем или иным перечнем характерных задач. Помимо этого, существуют иные особенности власти.

Признаки власти в государстве

Существует ряд признаков, которыми обуславливается власть в любом государстве, и в частности в РФ. Исходя из этого, можно выделить следующие ключевые положения представленной выше категории, а именно:

Государственная власть всегда суверенна.

Она реализуется посредством системы специальных органов.

Осуществляется постоянно.

Влияние государственной власти распространено абсолютно на всех граждан.

Государственная власть имеет нормативное проявление в виде официально изданных актов.

Для реализации интереса большинства государственная власть в некоторых случаях применяет метод принуждения.

В данном случае ключевой особенностью является принцип осуществления власти посредством аппарата отдельных органов. Они, в свою очередь, также имеют понятие, структуру и особенности, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие властного органа страны

Все основные виды государственных органов исходят из теоретического начала власти в стране. Ранее уже указывалось, что подобного рода организации являются одним из признаков существования государственной воли. Поэтому их необходимо рассматривать с позиции исходящей от власти категории. Таким образом, государственные органы - это специфические организации, целью которых является управление государством на разных уровнях. Они, как правило, имеют объект, на который направлена их деятельность, а также субъектный состав лиц, реализующих функции данных структур.

Разное понимание органов власти

Государственный аппарат в РФ

Система и виды государственных органов, как правило, представляют собой единую иерархичную структуру. То есть реализация задач страны происходит посредством центрального аппарата. Последняя категория представляет собой систему органов власти. Следует отметить, что она имеет свою структуру, особенности и специфику работы. Поэтому система органов государственной власти - это фактическая совокупность органов, существование которых обусловлено основными функциями и государственными традициями. Понятие указывает, что эта категория производит свою деятельность комплексно. Поэтому виды государственных органов РФ всегда делятся между собой совершенно по разным критериям. Потому что не существует в России совершенно идентичных по своей сути организаций. «Тавтология» в этой сфере общественной жизнедеятельности может губительно сказаться на всем государстве в целом.

Классификационные особенности органов власти

Виды органов государственной власти классифицируются посредством разных признаков. В данном случае не следует путать эту градацию с системой государственных органов, которую составляют всего лишь 3 основных элемента. Классификационная работа производится несколько иначе. Как правило, виды органов государственной власти выделяются на основе различных критериев, а именно:

1.По иерархической ступени во власти в целом (высшие, низшие и центральные).

2. По способу фактического формирования действующего состава (выборные, избираемые, назначаемые).

3. По нормативной деятельности органов (учреждённые положениями уставов, законов, Конституции РФ).

4. По составу кадров (единоличные, коллективные).

5. По способу изъявления воли (коллегиальные, единоначальные).

Все представленные виды органов государственного управления очень часто признаются учеными дополнительными. Это значит, что основная классификация производится на основе иных критериев.

Органы на основе территориального деления

Очень часто выделяют виды органов государственного управления на основе их роли в территориальных масштабах Российской Федерации. В данном случае следует упомянуть о федеративности представленного государства. На основе этого выделяют следующие виды государственных органов Российской Федерации, а именно:

  • Структуры федерального характера. Как правило, те или иные виды федеральных государственных органов выделяют на основе значимости принимаемых ими решений. Если говорить конкретно про общенациональные структуры, то их нормативные требования обязательны для исполнения на всей территории РФ.
  • Система органов власти субъектов федерации также является достаточно важным звеном в процессе реализации функций государства, однако их влияние распространяется лишь на территории отдельных единиц.

Помимо этого, существует также общепринятая система классификации государственных органов, действующая практически во всем мире. Её появление обусловлено принципом придуманным Джоном Локком и Луи Де Монтескье в эпоху Просвещения.

Система и виды государственных органов на основе разделения власти

Невзирая на тот факт, что все ведомства выполняют разнообразные функции, которые обуславливают их роль в структуре аппарата страны, они в большей части входят в единый трехэлементный механизм. Он был разработан достаточно давно, как уже было указано в статье. Чаще всего эта категория называется принципом разделения власти. Согласно ему, все государственные органы разделены между тремя основными направлениями: законодательным, исполнительным и судебным. В соответствии с этим можно выделить ряд одноименных структур, которые выполняют конкретные функции.

Органы законодательной власти

Как и во всех современных государствах, в Российской Федерации предусмотрен один ключевой орган Именно он наделен исключительными полномочиями издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции РФ - федеральные законы. Это наиболее легитимный вид юридического правотворчества. С его помощью осуществляется непосредственное регулирование той или иной сферы общественной жизнедеятельности. На сегодняшний день таковым органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание или же Парламент. В России данная организация состоит из двух палат, а именно: Государственной думы и Совета Федерации. Следует заметить, что территориальные единицы федерации также имеют свои законодательные органы. Но их спектр полномочий намного меньше, чем у общенационального органа. Как правило, законодательные органы субъектов федерации могут издавать нормативные акты с целью регулирования сугубо территориальных вопросов. Помимо этого, продукты их правотворчества не должны противоречить действующему федеральному законодательству.

Власть исполнительного характера

Различные виды исполнительных органов государственной власти отвечают за фактическую реализацию законодательства. Систему подобных ведомств возглавляет правительство Российской Федерации. В составе этого органа входят министерства. В процессе реализации ими своих функциональных задач производится контроль и фактическое исполнение законодательства и отдельных правовых норм. Правительство России также реализует политику в конкретных сферах деятельности. Например, Министерство Внутренних Дел РФ отвечает за исполнение правоохранительной политики на территории государства.

Существуют определенные виды исполнительных органов государственной которых определяется главой страны, то есть, непосредственно Президентом. К числу таковых относятся различного рода службы и агентства.

Судебная власть

Наиболее независимой во многих государствах, в том числе в РФ, является судебная ветвь власти. На неё возлагается важная задача по осуществлению правосудия в государстве и решению тех или иных споров. Судебная система построена на принципе независимости. То есть она не регулируется никакими иными видами органов власти. Это позволяет производить правосудие объективно и качественно. Судебные органы государственной власти включают в себя массу различных ведомств. К их числу относится Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, окружные, областные суды и т.д.

Нужно отметить тот факт, что судебная власть в некотором роде отвечает за качество государственного законодательства. Ведь органы именно этой ветви осуществляют контроль за соответствием федеральных законов Конституции, а также общим принципам права.

Принципы построения системы органов власти

Представленная выше трехэлементная система органов контроля и координации общества строится на основе принципов. Эти исходные положения фактически обуславливают действенность государственных органов власти. К их числу относятся принципы демократизма, разделения властей, о котором уже было сказано ранее, и единства системы. Последняя категория говорит о том, что все без исключения органы взаимосвязаны между собой и подконтрольны друг другу, за исключения судебного блока.

Заключение

В статье мы проанализировали понятие и виды государственных органов, а также ознакомились с их структурой. Следует отметить, что существующая в РФ система координации и регулирования общества и отношений в нем показала себя достаточно эффективной. Поэтому необходимо повсеместно заниматься её модернизацией, дабы власть в государстве действовала еще более качественно.

Похожие статьи
Заказать звонок

© 2018 tallks.ru. Развод, алименты, оформление документов.

x

x
x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x