Структура палат федерального собрания рф. Федеральное собрание рф и его функции. Масштабность функций парламента

Структура палат федерального собрания рф. Федеральное собрание рф и его функции. Масштабность функций парламента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

Челябинский филиал Финуниверситета

Факультет: Менеджмента и маркетинга

Кафедра менеджмента и маркетингак

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Таким образом, в дополнение к принятию федерального закона о возможности расторжения территориальных собраний и увольнения губернаторов в случае принятия неконституционных актов, а также создания федеральных округов, включающих несколько субъектов федерации, и направленных полномочными представителями Президента, составные правила Совета Федерации были пересмотрены, а затем составлены лично руководителями законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. В настоящее время он состоит только из представителей, назначаемых этими органами.

по дисциплине Система государственного управления

Федеральное собрание: структура, полномочия и функции

Челябинск 2014

Введение

Парламент в правовой системе разделения властей

Федеральное собрание. Его структура, полномочия. Практика деятельности

Тестовое задание

Заключение

Список использованной литературы

Недостатки реализации законодательной функции

Однако последствия этих институциональных реформ остаются неоднозначными. Местные законодательные и исполнительные органы власти по-прежнему имеют сильный контроль над членами Совета Федерации, которых они назначают, кого они могут уволить и чьи должности они могут контролировать.

В состав Совета Российской Федерации входят 166 членов, из которых 2 представителя по 83 субъектам Российской Федерации. Каждый субъект Федерации представлен в верхней палате. Советником, избираемым законодательным органом территории. Советником, назначенным руководителем этой территории.

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Кандидатуры представителя Законодательного органа назначаются Председателем соответствующей Ассамблеи. Кроме того, группа из не менее одной трети от общего числа депутатов от республики или региона может предложить других кандидатов. Выборы проводятся тайным голосованием и утверждаются постановлением, принятым законодательным органом.

Срок полномочий советника не является единым. Каждое обновление законодательного органа территории сопровождается избранием нового советника для представления местного собрания в Совете Федерации. Аналогичным образом, в случае советника, назначенного региональным исполнительным органом, срок его полномочий истекает, когда назначающий орган прекращает выполнять свои обязанности.

Государственная Дума РФ представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации РФ, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. Цель: изучить деятельность федерального собрания.

Кроме того, орган, который сделал выборы или назначение, может прекратить в любое время срок полномочий советника, которого он избрал или назначил. Поскольку он не подлежит периодическому полному продлению, Совет Федерации является постоянным органом.

Высшее звено законодательной власти

Члены Совета Федерации старше 30 лет и отвечают условиям голосования или имеют право на участие в органах федерации. Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета Федерации и членом Государственной Думы. Он также запрещает любому гражданину с двойным гражданством заседать там.

.Рассказать о структуре федерального собрания.

.Показать роль разделения парламента.

.Раскрыть полномочия федерального собрания.

Работа состоит из: введения, теоретической части, тестового задания, заключения.

1. Парламент в правовой системе разделения властей

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Контроль Федерального Собрания над деятельностью Президента

Эти новые условия приемлемости будут вступать в силу постепенно, поскольку предусматриваются частичные продления, при этом мандаты сенаторов истекают с мандатами властей, которые их назначили. Совет Федерации обычно проводит сессии каждый год с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря. Во время заседания Совет Федерации не проводит заседания менее двух раз в месяц.

Право законодательной инициативы принадлежит членам Совета Федерации совместно с Президентом Федерации, Государственной Думой, Правительством Федерации, представительными органами субъектов Российской Федерации и Конституционным Судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом Российской Федерации.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами "Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Законопроекты об установлении или отмене налогов, освобождении от налогов, выпуске государственных облигаций, изменении финансовых обязательств государства, а также законопроектах, предусматривающих расходы покрываемые федеральным бюджетом, могут быть представлены только с благоприятным мнением Правительства Российской Федерации.

Документы, имеющие значение для всего государства

Совет Федерации не имеет права на внесение поправок, он может только предлагать поправки к тексту, утвержденному Думой при первом чтении. Обычная процедура применяется к федеральным векселям, но не к так называемым «конституционным» федеральным векселям.

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. Королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Тексты, независимо от их происхождения, сначала депонируются в Государственной Думе, где они принимаются большинством голосов всех депутатов. Затем тексты передаются в Совет Федерации в течение пяти дней для рассмотрения. Если более половины всех членов Совета Федерации голосуют за текст, федеральный закон считается утвержденным Советом Федерации.

Если текст, переданный Думой, не рассматривается Советом в течение четырнадцати дней, считается, что он был одобрен Второй палатой. Если текст отклоняется Советом Федерации, Дума может подтвердить текст, который он принял в первом чтении вторым голосованием большинством в две трети голосов всех депутатов Думы.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.

2. Федеральное собрание. Его структура, полномочия. Практика деятельности

Федеральное собрание - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

У Думы есть способность принять конституцию согласительной комиссии. Эта комиссия, состоящая из представителей Думы и Совета Федерации, создается по предложению Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Федерации или законодательной инициативы. Однако абсолютное большинство членов Думы должно принять решение о создании этого комитета.

Власть, данная народом: законные представители с мандатами

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение отдельно от Совета Федерации и прилагает усилия для получения единого текста. Его решения являются результатом отдельного голосования представителей Думы и Совета Федерации, для чего требуется абсолютное большинство членов каждой из этих двух групп, а Комиссия составляет протокол с указанием предложений, которые он делает для для преодоления разногласий между двумя палатами.

Структура федерального собрания:

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания Российской Федерации - это обязательный признак формального федеративного устройства, это фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права граждан и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации, их различная компетенция и различный статус депутатов. Но палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются как части единого - парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы.

Этот протокол представляется Совету Думы для рассмотрения в его повестке дня. В этом новом чтении Дума обсуждает только предложения, содержащиеся в протоколе, установленном Согласительной комиссией. Он не может рассматривать какую-либо поправку вне пределов, установленных этими предложениями. Если одна из предложений согласительной комиссии отвергнута Думой, Дума может предложить продолжить ее работу с учетом принятых ею поправок, с тем чтобы новые предложения могли быть внесены ей Думой. согласительная комиссия, в течение десяти дней.

Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения.

Структура представительного и законодательного органа преобразована с учетом опыта организации парламентских органов в развитых государствах.

В основу образования Федерального Собрания Российской Федерации положен принцип национально-государственного устройства, обеспечивающий интересы многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Дума принимает решение по каждому предложению Согласительной комиссии в отдельном порядке абсолютным большинством своих членов. Закон, принятый в результате принятия предложений согласительной комиссии, принятой Думой, направляется Президентом Думы в Совет Федерации.

Если Дума не примет предложения Согласительной комиссии в новом чтении и выражает свое несогласие с решением об отказе от Совета Федерации, будет проведено новое голосование. Затем Дума примет решение по тексту Этот текст считается окончательным, если он получает большинство в две трети членов Думы.

Структура парламентских органов зависит, во-первых, от их значимости, приоритетности по осуществлению парламентских полномочий; во-вторых, от порядка их образования; в-третьих, от их принадлежности к той или иной палате 1.парламент власть федерализм двухпалатность

В соответствии с первым принципом можно поделить парламентские органы на основные и вспомогательные. Основные органы - это палаты Федерального Собрания, а также образуемые ими комитеты и комиссии. Вспомогательные органы, формируемые по усмотрению палат, обеспечивают организационно-техническое, правовое, информационное и иное обслуживание основных органов. В верхней палате парламента такими органами являются канцелярия депутата Совета Федерации и аппарат Совета Федерации; в нижней палате - Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы и другие вспомогательные подразделения.

Окончательно принятый федеральный закон препровождается Президенту Российской Федерации в течение пяти дней для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации отклоняет Федеральный закон в течение 14 дней с даты получения, Государственная Дума и Совет Федерации пересматривают закон. Президент Российской Федерации обязан решением Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Президента Российской Федерации. подписать в течение семи дней и обнародовать его.

В зависимости от порядка образования парламентские органы подразделяются на избираемые, формируемые и создаваемые в целях оказания организационно-технической помощи. К избираемым относятся органы, образуемые путем выборов депутатов. Ко второй категории принадлежат органы, образуемые путем включения депутатов в состав того или иного органа по представлению уполномоченных на то субъектов. Такими являются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата и др. К третьей категории следует относить все вспомогательные органы парламента.

Эти тексты принимаются большинством в три четверти членов Совета Федерации и двумя третями членов Думы. Согласие двух палат является незаменимым, и президент не может противостоять своему транспортному средству. Представители правительства и других должностных лиц регулярно приглашаются на часть так называемого «правительственного часа», чтобы представить запрашиваемую информацию парламентариям и ответить на их вопросы.

Слушания могут проводиться по вопросам, входящим в компетенцию Совета. С Думой Совет Федерации формирует Счетную палату для обеспечения контроля за исполнением федерального бюджета. Президент Российской Федерации может быть отклонен Советом Федерации на основании представления Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении другого серьезного правонарушения, мнение Верховного суда о существовании критериев преступления в актах Президента. Но Конституционный суд обеспечивает регулярность процедуры обвинений.

Руководствуясь третьим принципом предложенной классификации, можно рассматривать парламентские органы в зависимости от их принадлежности к соответствующей палате Федерального Собрания. При этом следует иметь в виду, что палаты вправе образовывать и совместные органы, каковыми, например, являются согласительные комиссии, создаваемые для преодоления возникших между палатами разногласий. Счетная палата, образуемая в целях контроля за использованием федерального бюджета и т. П.

Он передан Совету Федерации. В противном случае обвинение считается уволенным. Совет Федерации может по конституционным вопросам, как и в других областях, предлагать Государственной Думе рассмотреть законопроект. Федеральная ассамблея не может пересматривать положения Конституции, касающиеся основополагающих конституционных норм, прав человека и граждан, а также процедуры конституционного контроля. Однако, если предложение о пересмотре этих положений поддерживается тремя пятыми голосов всех членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, созывается конституционное собрание.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться ровно 166 членов (по два представителя от 83 субъектов РФ), вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации "формируется", а Государственная Дума образуется путем "выборов", то тем самым он установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.

Федеральные конституционные законы принимаются в соответствии с процедурой, применимой к так называемым конституционным федеральным законам. По просьбе Совета Федерации Суд дает свое толкование Конституции. Две палаты могут встретиться вместе, чтобы услышать послания Конституционного суда.

Помимо увольнения Президента Российской Федерации, о котором уже говорилось, компетенция Совета Федерации включает в себя целый ряд навыков. Совет Федерации назначает судей в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. назначение Генерального прокурора Российской Федерации и прекращение его функций, а также назначение заместителя председателя и половины аудиторов Счетной палаты и прекращение их функций.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы".

Совет Федерации одобрил изменение границ между субъектами Федерации. Он утверждает постановление Президента Российской Федерации о введении статуса места; постановление Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, наконец, установление выборов Президента Российской Федерации.

В ходе встречи Великого межпарламентского комитета Россия - Италия было подтверждено высокий уровень двусторонних отношений, имеющих характер партнерства, и сообщалось, что межпарламентские отношения представляют собой важную составляющую российско-итальянского сотрудничества, открывая возможности для продвижения по службе законодательных инициатив в областях, представляющих взаимный интерес. В повестку дня заседания Большого межпарламентского комитета Россия-Италия были включены следующие темы: российско-итальянские экономические и торговые отношения и инвестиционный режим: перспективы развития.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы президент назначает ее выборы (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией в Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия федерального собрания:

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Функции федерального собрания:

Принципиально деятельность Федерального Собрания происходит в ракурсе трех традиционно данных парламентских функций:

представительной, законодательной, контрольной.

Представительная функция Федерального Собрания. Представительная функция призвана выражать волю народа - основу государственной власти. Она реализуется путем проведения периодических свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает единственным органом общенародного представительства. Именно народу, точнее избирателям, т. Е. правоспособной и дееспособной части населения, предоставлено право формировать парламент. Выборность и "мандат народа" позволяют парламенту законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою сопричастность с ним. Следовательно, представительность - определяющее свойство парламента. Это и способ формирования Федерального Собрания как органа законодательной власти, и способ его функционирования и деятельности.

Представительство как способ функционирования и деятельности Федерального Собрания выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями. Другой немаловажный аспект представительной функции парламента - отражение в его деятельности общественных интересов, которые фиксируются в законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных действиях данного органа. Примером этому служат позиции депутатов, фракций и комитетов, парламента в целом по актуальным внутренним и международным проблемам, волнующим общество, официальные оценки парламентом тех или иных явлений государственной и общественной жизни и т. П. В этом смысле можно говорить о фокусировании, отражении в работе Федерального Собрания наиболее злободневных вопросов государственной, общественной, политической жизни страны. В рассматриваемом аспекте представительская роль парламента поднимает его значение как органа, способствующего развитию гражданского общества, принципов демократии и правового государства.

Законодательная функция Федерального Собрания. Законодательная функция - наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию. В ее рамках формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые либо прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.

Контрольная функция Федерального Собрания. Сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Вне контроля не должны находиться никакие государственные образования, в том числе и органы народного представительства. Осуществляя от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через различные институты прямой демократии.

3. Тестовое задание

Положения 1"й главы Конституции РФ "Основы конституционного строя" могут быть изменены:

) Федеральным законом

) Федеральным конституционным законом

) Конституционным собранием

) Всенародным референдумом.

Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с:

) постановлением Федерального Собрания РФ

) решением Совета Федерации Федерального Собрания РФ

) Постановлением Правительства РФ

) Указом Президента РФ.

Заключение

Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание - Парламент России, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Конституция РФ не называет палаты верхней и нижней, однако, проведя аналогию с мировой практикой можно говорить о том, что Совет Федерации формально является верхней палатой.

Анализируя способы формирования палат Федерального Собрания можно говорить об оптимальном на сегодняшний день порядке выборов Государственной думы.

Следует отметить, что законодательная деятельность сконцентрирована главным образом в Государственной Думе: законопроекты вносятся в "нижнюю" палату; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации по законом, принятому Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Из этого можно делать вывод о том, что Совет Федерации, является контролирующей и сдерживающей, по отношению к Государственной Думе палатой российского Парламента.

Говоря о депутатах (членах) Федерального собрания очень важно отметить их особый правовой статус, закрепленный в законодательстве, т.е. их права, обязанности, а также гарантии - без которых осуществление депутатской деятельности было бы невозможно.

1. Федеральное Собрание - парламент РФ. Характеристика конституционных гарантий и основных принципов деятельности Федерального Собрания. . Характерные особенности и черты, присущие Федеральному Собранию, как парламенту.


В соответствии с конституционным укладом в нашей стране парламентом признано Федеральное собрание РФ. Функции этого важного государственного органа заслуживают детального анализа, который поможет разобраться в особенностях и недостатках отечественного законотворческого процесса.

Высшее звено законодательной власти

Внутреннее устройство Федерального Собрания подразумевает разделение органа на две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. Объяснить феномен двухпалатного парламента можно несколькими основными преимуществами. Например, гарантией народовластия как одного из основополагающих конституционных принципов в России является то, что одна из палат прямо отражает интересы административно-территориальных образований. К тому же принятие и издание проходит на более качественном уровне за счет основательного обсуждения двумя рабочими палатами. При этом политологи отмечают, что функции и структура Федерального Собрания РФ имеют и ряд недостатков, к которым относят торможение законодательного процесса, преобладающий консерватизм и сдержанность в нем. Нельзя также забывать о несогласованности и разобщенности между членами парламента, вызванным частыми противоборствами и конфликтами.

Взаимодействие двух палат

Несмотря на сложности в поиске государственно-правового консенсуса говорить о преобладании одной палаты над другой, выраженной соподчиненности друг другу также было бы неправильно. К тому же в системе разделения ветвей власти парламент России рассматривается как единое целое. Совет Федерации и Госдума обладают сбалансированными взаимнокомпенсирующими функциями и полномочиями. Федеральное Собрание РФ - это базисная государственная структура, являющаяся неотъемлемым элементов в механизме управления государством.

Более того, Госдума и Совфед в большинстве случаев взаимодействуют друг с другом. Совместно рабочие палаты отстаивают свои точки зрения в спорах, касающихся разделения полномочий. Находясь в тесном сотрудничестве, они активно участвуют в образовании высших государственных органов (например, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и др.). При этом повседневная деятельность членов обеих палат проходит в отдельности друг от друга. В соответствующем разделе Конституции РФ предусмотрено лишь несколько случаев, при которых Госдума и Совет Федерации могут собраться вместе, чтобы заслушать рекомендационное послание президента РФ, решение Конституционного суда, а также официальные речи глав иностранных государств.

государственной власти

И все же можно выделить несколько направлений в работе Федерального Собрания РФ и его функций. План деятельности вкратце можно представить тремя основными задачами, осуществление которых возлагается на палаты российского парламента:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Любое направление их деятельности призвано для выражения всенародной воли, без которого невозможно существование демократических систем в государстве. Представительные функции палат Федерального Собрания РФ реализуются посредством проведения общегосударственных мероприятий, целью которых является изъявление свободного выбора и стремления граждан. В конечном итоге это позволяет своевременно выявлять потребности социальных кругов, учитывая связь федеративных отношений. Благодаря таким полномочиям Госдума и Совет Федерации обеспечивают мирный, ненасильственный переход власти от одних представителей, выбранных обществом, к другим, основываясь на свободном волеизъявлении российских избирателей.

Власть, данная народом: законные представители с мандатами

Кстати, в любом государстве именно парламент призван представлять общенародные интересы. В России этот орган является единственным среди державных институтов, правом формирования которого обладают дееспособные и правоспособные граждане, т. е. население нашей страны.

В данном аспекте немаловажное значение принадлежит понятию мандата, который является, по сути, привилегией, наделяющей новоизбранных представителей народовластия широким кругом правомочий. Таким образом, представительность парламента - свойство, предопределяющее другие важные направления деятельности.

Обратная связь и общение с избирателями

Если рассматривать функции Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ, то несложно сделать вывод о том, что представительство данного органа чаще выражается обязанностью депутатов поддерживать прямой контакт с электоратом. Потенциальные избиратели также заинтересованы в том, чтобы донести к сведению народных избранников суть общественных проблем. Благодаря праву законодательной инициативы парламент способен отразить в своей деятельности важные вопросы населения, утверждая нормативно-правовые акты. Примером может послужить позиция депутатов по актуальным проблемам, а также официальные комментарии и оценки парламентариев по поводу конкретных явлений общественной жизни в государстве.

Правотворческая деятельность

Из полномочий Федерального Собрания РФ и его функций в плане обеспечения народных интересов плавно вытекает право законодательной инициативы. Возможность, которой обладает данный коллегиальный орган, является наиболее значимой и самой важной. В рамках законодательной функции сформирована вся государственно-правовая система, гарантирующая полноценное регулирование общественных отношений во всех сферах.

Нормативно-правовое закрепление потребностей представляет собой подготовку и принятие документов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. В других случаях издаются законодательные акты, необходимость принятия которых обусловлена темпами развития общественных отношений в соответствующей отрасли.

Нормативно-правовая база

Охарактеризовать законодательную функцию Федерального Собрания РФ (по Конституции действительно принадлежащую парламенту), правильнее было бы так:

  • подразумевается установление и гарантия правопорядка;
  • допускается преобладание изданных нормативно-правовых документов над обычаем, прецедентом;
  • предполагается нацеленность на партнерские отношения, координационный союз и сотрудничество с другими ветками власти;
  • обеспечивается стабильность государственного и общественного уклада;
  • задаются правовые основы для развития и совершенствования управленческого аппарата.

Невозможно провести полноценный анализ законодательной функции Федерального Собрания РФ без учета достижений в данной отрасли. Немаловажным моментом является и то, что преимущественная часть нормативно-правовой базы, действующей на территории государства, принята законодателями за непродолжительный период существования РФ как самостоятельной державы. Парламентариями были изданы сотни законов, регулирующих правоотношения федерального и гражданского значения.



Документы, имеющие значение для всего государства

С самого начала деятельности Федерального Собрания РФ функции законодательной инициативы реализовывались в полном объеме. В первую очередь парламент изменил и дополнил положения, касающиеся работы судебной системы, Конституционного суда, правительства Российской Федерации. Поправки также затронули статус омбудсмена в РФ, регламент референдумов и общенародных выборов, порядок внесения поправок в Конституцию РФ. Нельзя не вспомнить и коррекцию целого ряда кодифицированных законодательных актов, затрагивающих важнейшие аспекты жизнедеятельности государства и общества. Среди кодексов наибольшей значимостью обладают Гражданский, Уголовный, Семейный, Арбитражный процессуальный.

Недостатки реализации законодательной функции

Вместе с тем механизмы реализации правотворческих полномочий Государственной Думы и законодательных функций Совета Федерации Федерального Собрания РФ несовершенны и имеют ряд негативных моментов. Трудности и разногласия между двумя представительными палатами неоднократно были замечены в подходах к созданию нормативно-правовой базы в целом и разработке новых законопроектов. Для устранения проблем важно сформулировать первостепенные задачи, решение которых позволило бы усилить взаимодействие всех властных государственных структур в процессе правотворчества.

Преодоление негативного опыта исполнения законодательной функции Федеральным Собранием РФ поспособствует уточнению перечня полномочий парламента в ходе повышения качества принятия правовых актов и корректировки уже действующих документов.

Что подразумевается под парламентским контролем?

Контрольные полномочия Сената и Госдумы можно обозначить как право населения отслеживать работу государственных органов, которым оно делегировало власть. В демократической системе построения общества этот принцип является фундаментальным, и потому без соответствующего контроля не должно находиться ни одно государственное образование. Следовательно, Федеральное Собрание РФ как представительский орган, избираемый народом, обладает рядом контрольных полномочий, но имеет некоторые ограничения. Примерами реализации данной функции служит:

  • заслушивание отчетов Правительство о выполнении бюджета;
  • депутатский запрос информации в любые государственные структуры, требующие незамедлительного ответа;
  • согласование кандидатур на должности дипломатических миссий и представителей РФ в иностранных государствах.



Контроль Федерального Собрания над деятельностью Президента

Отдельного внимания заслуживает возможность Советом Федерации при условии обвинения, выдвинутого Госдумой, в измене государству, совершении тяжкого преступления главой страны. В этом случае решение палат считается принятым преимущественным голосованием (не менее двух третей от общей численности участников каждого коллегиального органа). Процедура отрешения должна быть реализована в трехмесячный период с момента предъявления Госдумой обвинения Президента.

Масштабность функций парламента

Интересно, что институт контроля Федерального Собрания в Конституции не нашел своего прямого закрепления. При этом многочисленные нормы подтверждают законность приведенных в пример полномочий. Более того, на протяжении последних нескольких лет контрольные функции Федерального Собрания РФ претерпевают существенные изменения, целью которых является скрытое расширение властного потенциала парламента. Свидетельством сказанного служат отдельные нормативно-правовые акты, прямо устанавливающие необходимость над деятельностью федеральных органов в пределах в соответствии с полномочиями, определенными на конституционной основе. Например, контрольные функции Федерального Собрания РФ распространяются и на органы внешней разведки, систему государственной охраны. Тенденция к закреплению и увеличению объема парламентских полномочий очевидна.

Стоит отметить, что стремление к наделению дополнительными возможностями Госдумы и Сената, создание правовой подоплеки их контроля над деятельностью правительственных структур корнями уходит в советские времена. Еще тогда в РСФСР парламент был полномочен контролировать как деятельность центральных ведомств, так и работу отдельных представителей органов исполнительной ветви, выступать с ходатайствами о наложении взыскания на должностных лиц и прочее.

И сегодня осуществление основных функций Федеральным Собранием РФ (представительной, законодательной и контрольной) способствует реализации глобальных государственных и политических задач.

Похожие статьи
Заказать звонок

© 2018 tallks.ru. Развод, алименты, оформление документов.

x

x
x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x