Обязанности по отношению к родителям. Обязанности детей по отношению к родителям

Обязанности по отношению к родителям. Обязанности детей по отношению к родителям

Главная обязанность детей – любовь и почитание. Благодарность родителям за великий труд воспитания. Упокоение престарелых родителей.

«Если мы подумаем, – говорит святитель Амвросий Медиоланский , – что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга (пред ними)» . От родителей временная жизнь, от них же начало пути к вечной жизни чрез христианское воспитание.

Главные обязанности детей по отношению к родителям: любовь и почитание, повиновение и благодарность.

Почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них (). Дети грешат против почитания родителей, когда презирают их, говорят с ними грубо, отвечают надменно, издеваются над их мнениями и советами и представляют их смешными или ставят их ни во что; когда в присутствии их позволяют себе поступать и говорить непристойно, когда сердятся на них, грозят им, дерзко обращаются, когда обнаруживают пред другими их недостатки. Поднять руку на отца или мать есть гнуснейший и тягчайший . По древнему Моисееву закону таких детей общество наказывало ().

Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» .

Повиновение христианским родителям должно быть полное – по убеждению, что в лице родителей Сам требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей.

В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? (). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ().

Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» .

Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость ( ; ; ).

Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием . Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ().

Вторым основным побуждением к почитанию родителей, по Апостолу, должна быть благодарность за великий труд воспитания. Сего, – говорит он, – требует справедливость (), ибо «ни от кого, кроме Бога, не получаем больших благодеяний, как от своих родителей» .

«Мы всегда должны, – говорит Филарет, митрополит Московский, – питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них (), – поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всем сыновье повиновение и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви (), – увещевает святой апостол Павел» .

Дети должны слушаться родителей в Господе (), т.е. слушаться во всем, что не противно закону Божию и установлениям Церкви, помня при этом слова Господа Иисуса: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня () .

Когда родители нимало не запрещают дел богоугодных и не препятствуют им, то родителям нужно и должно повиноваться: неповиновение в таком случае весьма опасно. Когда же они чего-либо требуют безвременно и запрещают какое-нибудь дело духовное, то небезопасно им повиноваться. Таким образом, апостол Павел велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию, истинному благу и спасению души, чтобы исполнением воли родителей (если она противна воле Божией) не оскорбить Бога. Святое дело – воздавать им и всякое иное почтение .

Согласно заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою (), обязанность почитать родителей сама по себе священна. Но Господь благоволил присоединить к ней еще и обетование: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (). В очах Божиих обязанность почитания родителей настолько важна, что к ее исполнению Господь побуждает детей обещанием благополучной и долгоденственной жизни. И это действительно так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства, а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа.

Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово почитай (чти) заключает в себе слово люби, потому что без любви нет истинного почитания.

«Почитающий отца, – говорится в Прологе (28 июня), – очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет».

Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои... Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит матерь свою ().

Господь обещает каждому почтительному сыну и дочери благополучие и долгоденствие (). И дарует это детям именно чрез родителей. С древности существует христианский обычай благословения детей родителями.

Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (). «Значит, благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар Божий» .

«Благословение родителей, – пишет епископ Феофан Затворник , – похоже на слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чем и счастья нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются» . Все это подтверждается жизнью. Вот почему «больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтоб сердце родительское было отверсто к ним, а не закрыто» .

«Припомните... благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! () – и смотрите, как это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы» . Или вспомните историю Исаака, благословляющего своего сына Иакова, и самого Иакова, на смертном одре благословляющего своих детей. Сколько тут обетований, простирающихся на все потомство детей Израилевых!

Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее время. И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования счастья в родительском благословении, и ныне благословение отца утверждает домы детей ().

Высокий и спасительный долг детей – упокоение престарелых родителей. Тут пространно возгревается взаимная благодарная любовь, этим же привлекается и вся сила родительского благословения и все блаженство благоволения Божия .

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (). И если бы они сделали что безрассудное, не укори их и не упрекай. отца сильна бывает, и прощение грехов испросит тебе.

«Всякое почтение отдавай, христианин, родившим тебя, – наставляет святитель Тихон Задонский, – да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей? Твои родители суть великие твои благодетели: показывай им свою достойную благодарность во всю твою жизнь. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и будь им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяние, тебе оказанное, воздать не можешь. Многое они тебе одолжили, много и ты им должен... Всякое послушание им оказывай... Никакого дела вновь без их совета и соизволения не начинай... да не без успеха будет начатое твое дело... Берегись бесчинно пред ними поступать, слова говорить и дела непристойно делать стыдись и берегись... крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякой учтивостию говори им и отвечай, имея в сердце любовь и почтение к ним... Если за что-либо наказывают тебя, и ты знаешь подлинно, что виноват в том, признавай свою виновность со смирением и с кротостью претерпи наказание: наказывают тебя для того, чтобы ты был добр и исправен. Если же знаешь свою невиновность и совесть твоя тебя оправдывает, то объявляй свою невинность со всякою учтивостью и смирением. Кротость твоя везде разумна да будет, да познают, что ты чадо их доброе и послушное.

Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и послужи им, а паче в старости... Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай; но если что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и иному объявить о том. Не подражай в этом деле Хаму, сыну Ноеву, который, видя наготу отца своего, пошел поведать братьям своим; но последуй Симу и Иафету, братьям его, которые... прикрыли наготу отца своего и не видели ее (). Будь и ты... аки не видяй, когда что увидишь в своих родителях.

Если провинишься и как-нибудь оскорбишь их... не медли, но тотчас...со смирением проси прощения, да не подпадешь суду Божию. Ибо если у всякого человека, оскорбленного нами, должно нам просить прощения и примириться с ним, по слову Христову, то тем более должно так поступать с родителями нашими, которых мы должны любить и почитать более других».

Заканчивая свое наставление детям об их обязанностях к родителям, святитель Тихон пишет: «Твердо знай и запомни, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ()» .

«Воля христианских родителей, что воля Божия, лице их – лице Божие. Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал от Бога. Потому всячески храни в сердце честными лики твоих родителей, ни хульною мыслью, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай свое сердце. Пусть есть поводы к тому: не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою. Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашел далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашел еще далее. Оскорбление родителей очень опасно. Близ него предание сатане, по тайной некоторой связи. Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отделившийся поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случается, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, оскорбление не только бесчестно и неразумно, но и опасно. Потому-то всегда должно спешить восстановить мир и любовь, нарушенные чрез оскорбление чем бы то ни было. Остерегаясь личных оскорблений, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского пред другими – поносными словами или злословием и хулою... Почитающий родителей будет всячески о них заботиться и поведением своим их радовать, и пред другими святить их (т.е. хорошо говорить и отзываться о них) и всячески защищать их от неправд и осуждений» .

Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный (), – говорит Премудрый. Непочитание родителей, по учению Слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности и величайшее нравственное преступление.

В первой главе Послания к Римлянам святой апостол Павел рисует картину языческой развращенности: люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на , непослушными родителям (). О людях же последних времен апостол пишет: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра ().

В ветхозаветные времена непочитание родителей считалось тяжким преступлением. Даже язычники в своих законах определили великие наказания тем детям, которые не почитали, тяжко оскорбляли своих родителей. «Таковые дети или, точнее, выродки рода человеческого и Богу, и людям гнусны. Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие – быть злодеем к своим благодетелям и воздавать им злом за добро. После же Бога нет больших к нам благодетелей, как наши родители, поэтому страшно быть к ним неблагодарными. Берегитесь, христианские дети, чтобы за неблагодарность и непочтительность к родителям не дознать вам на себе карающую руку Божию» .

Проклят злословящий отца своего или матерь свою, – говорится в древнем Моисеевом законе (). Проклят от Господа раздражающий мать свою (). В Ветхом Завете таковых несчастных детей подвергали страшным казням: кто ударит отца своего, или матерь свою, того должно предать смерти... Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (). В законе, данном от Бога чрез Моисея израильскому народу, описывается и само судопроизводство над такими преступными детьми и исполнение казни: если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся ().

В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» .

Если родители желают иметь почтительных и заботливых детей, то уже с самого юного возраста, практически с пеленок, надо взращивать в детях эти качества.

Прежде всего, именно правильное родительское поведение формирует в детях уважение и послушание и позволяет легко усваивать основные требования и обязанности в семье.

Основными требованиями к детям во все времена оставались уважение, послушание, забота о престарелых родителях. Но это общие положения. В процессе жизни в каждой семье вырабатываются свои маленькие правила поведения и послушания.

Уважение. С самого раннего возраста внушайте ребенку уважение к вам. Это непросто. Вы должны быть его достойны. Для этого надо вести себя соответственно – не повышать голос, не ругаться, не сквернословить, всегда строго следовать своим словам, не идти у малыша на поводу, быть последовательной, строгой, но спокойной и ласковой. Тогда ребенок будет знать, что ваше слово – закон. Относитесь сами к ребенку уважительно. Это сформирует у него уважение к вам.

Послушание. Ребенок должен понимать, зачем вы его простите сделать то или другое действие. Тогда он будет слушаться осознанно. Не ленитесь подробно объяснять ему все, о чем вы его просите: зачем надо мыть руки, убирать игрушки, мыть посуду, не сыпать в песочнице песок на других детей. Почему надо делиться с другими и не обижать зверей. Постепенно такие разговоры наладят между вами доверительные отношения и сформируют у ребенка правильное отношение к миру. Он сможет сам легко принимать правильные решения, так как научится рассуждать.

Почтение. Объясняйте ребенку с младенчества, кто такие для него родители, какую роль они играют в его жизни. Он должен точно понимать, кто главный в семье. Не надо делать из ребенка «золотого идола» и поклоняться ему. Уже с самых ранних лет ребенок точно должен понимать, что родители важнее и главнее в доме, чем он, и с ними надо считаться во всех вопросах. Установите для него некоторые правила поведения в доме: не заходить в спальню родителей без спроса, брать вещи только с разрешения родителей, рассказывать о своих делах, никогда не врать.

Ребенок должен иметь свой круг обязанностей в семье. Это выработает в нем чувство ответственности. Главная его задача – это хорошо учится. Объясните ему, зачем это надо делать. В дополнение к этому у него должны быть и другие обязанности – убирать свою комнату, мыть посуду, ходить в магазин. Только не превращайте его в домашнего раба.

Научите вашего ребенка с детства заботиться о вас. Расскажите ему, как вы заботились о нем, когда он был совсем маленький. Поясните ему, что родители постепенно становятся пожилыми и немощными, и о них надо будет заботиться. Можете иногда играть с ним в игру – поменяемся местами. Пусть он будет родителем, а вы на один час станете им. Такая ролевая игра поможет ребенку лучше понять вас и ваши усилия.

Если родители правильно подходят к воспитанию своих детей, то и дети всегда ответят им благодарностью, уважением и заботой.

Российское законодательство предусматривает обеспечение родителями своих детей. Если супруги в разводе, то на одного из них ложится обязанность платить алименты своему ребенку. Кто-то делает это добровольно, а кто-то в судебном порядке. Но закон также предусматривает обратную ситуацию. Рассмотрим подробнее, каковы обязанности детей по отношению к родителям.

Что говорит закон?

Семейное законодательство четко определяет позиции как родителей по отношению к своим детям, так и детей по отношению к родителям. Все привыкли, что родители должны обеспечивать своих детей до совершеннолетия и далее, пока те не встанут на ноги. Но мало кто знаком с нормами, что дети тоже должны нести ответственность за своих родителей. Каковы обязанности взрослых детей по отношению к родителям? Согласно ст.87 и ст.88 СК РФ, это материальное обеспечение родственников и их содержание. А именно:

  • обязанность по содержанию нетрудоспособных родителей и забота о них;
  • взыскание в судебном порядке алиментов с детей при отсутствии соглашения об их уплате;
  • определение размера алиментов согласно материальному и семейному положению сторон;
  • величина алиментов зависит от количества детей, достигших совершеннолетия и имеющих работу;
  • несение дополнительных расходов при отсутствии заботы о нетрудоспособных родителях.

Помимо этого, дети могут освобождаться от финансового обеспечения родителей, если будет доказано, что последние не участвовали в воспитании детей. К тому же, ребенок может не платить алименты на родителей, если они лишены родительских прав.

Денежные выплаты

Как уже было сказано, трудоспособные дети обязаны обеспечивать родителей в следующих случаях:

  1. Родители нетрудоспособны (пенсионеры, инвалиды 1-й или 2-й групп).
  2. Родители в бедственном положении.


Независимо от того, платят дети денежные средства или нет, право на их получение нужно подтвердить документально. Обязанности по содержанию родителей ложатся на плечи детей, если:

  1. Подтверждено кровное родство.
  2. Подтверждена нетрудоспособность.
  3. Подтверждена нуждаемость в финансовом вопросе.

Взыскание

Алименты на родителей могут уплачиваться:

  1. Добровольно. Предполагается заключение соглашения, где указываются порядок и форма выплат, размер алиментов. Если условия соглашения нарушаются, то оно получает силу исполнительного документа.
  2. Принудительно. При обеспечения родители вправе подать на детей в суд.


Подача документов

В тех случаях, когда обязанности детей по отношению к родителям не выполняются, последние вынуждены обращаться в судебные инстанции для отстаивания своих прав. Законодательно установлен определенный алгоритм подачи документов со стороны родителей на материальное обеспечение. Взыскать алименты можно только, если:

  • дети достигли совершеннолетнего возраста;
  • дети являются трудоспособными.

Иск на алименты подается по месту проживания детей.

Исковое заявление должно быть составлено по всем нормам закона. Подает документ один из родителей. Иск можно отправить по почте или же через канцелярский отдел суда.

Заявление должно включать в себя информацию следующего характера:

  • наименование суда;
  • реквизиты истца и ответчика;
  • основное требование по взысканию материального обеспечения;
  • документальное подтверждение предъявляемых требований;
  • приложение: копия заявления, копия паспорта, копия свидетельств о рождении, подтверждающие документы.

Исковое заявление составляется в трех экземплярах и не облагается госпошлиной. В течение пяти дней судья выносит вердикт о принятии или отклонении иска. Заявление должно содержать информацию обо всех совершеннолетних детях.

Уход за престарелыми родителями являются обязанностью детей, в том числе и материальное обеспечение. Размер алиментов будет зависеть от таких обстоятельств, как:

  • наличие добровольного соглашения между сторонами, где величина выплат определена по взаимному согласию;
  • принудительное взыскание, где величина определяется мировым судьей (сумма выражается в твердой валюте, размер зависит от материального и семейного положения сторон, деньги выплачиваются ежемесячно, сумма зависит от количества детей).

Обязанности детей по отношению к родителям в виде финансовых выплат неоспоримы, но, в свою очередь, дети могу потребовать снижения величины алиментов, если их ухудшилось.

Освобождение от содержания

Согласно ст.87 СК РФ, предусмотрено несколько случаев, когда обязанности детей по отношению к родителям в виде финансового обеспечения могут не налагаться:


  1. Если доказано, что родители в свое время уклонялись от исполнения своих обязанностей: невыплата алиментов, неисполнение обязательств по воспитанию и обучению, а также по защите прав своих детей.
  2. Если родители были лишены родительских прав (если права были восстановлены, то и обязанность детей обеспечивать родителей также восстанавливается).

Судебная практика

В большинстве случаев, если соблюдены законодательные нормы, детям присуждается финансовое обеспечение своих родителей. Но обычно запрашиваемая сумма значительно меньше. В таких ситуациях суд учитывает не только общее положение родителей, но и финансовое и семейное положение детей. Если по всем показателям дети не могут выплачивать запрашиваемую родителем денежную сумму, суд назначает максимально возможное материальное обеспечение. Учитываются в данном случае как официальные доходы детей, так и неофициальные.

Похожие статьи
Заказать звонок

© 2018 tallks.ru. Развод, алименты, оформление документов.

x

x
x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x