Психология приемных детей: руководство приемным родителям. Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать

Психология приемных детей: руководство приемным родителям. Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать

  • 13. 09. 2016
  • 0
  • 0

Подростков усыновляют гораздо реже, чем малышей, и гораздо чаще возвращают обратно в детский дом. Нужно ли вообще искать им приемные семьи?

С 19 по 21 сентября в Москве пройдет конференция «PRO подростков». Ее участники расскажут о том, как работать с подростками, находящимися в детских учреждениях. Перед конференцией директора четырех благотворительных фондов - Анна Орлова («Открывая горизонты»), Юлия Юдина («Измени одну жизнь»), Александра Телицына («Старшие Братья Старшие Сестры»), Марина Аксенова («Солнечный город») - поговорили с нами о том, всех ли подростков надо устраивать в семью и как работать с теми, кого уже несколько приемных семей вернули обратно в детский дом.

- Всех ли подростков из детских домов нужно устраивать в семью? Например, создатель теории привязанности психиатр Джон Боулби считает, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, чаще всего страдают от того, что не способны установить близкие и продолжительные отношения с окружающими, потому что на раннем этапе жизни у них нет возможности привязаться к матери. И поэтому в дальнейшем у них уже не могут сформироваться привязанности. И таким детям очень трудно наладить контакты в приемной семье.

Александра Телицына, директор благотворительного фонда «Старшие Братья Старшие Сестры» Фото: из архива фонда

Александра Телицына: Все решается в индивидуальном порядке. Это очень сложный вопрос с подростками старшего возраста или с коррекционными диагнозами. Например, им предлагают одинокую женщину от 55 лет и старше, которая решила осчастливить сиротку на старости лет, потому что у самой уже детей никогда не будет. Если ребенок с коррекционным диагнозом, то он будет очень рад теплу и вниманию. Если же он взрослый, то отдавать его в такую семью может быть не правильно. У него могут быть другие интересы, и привычнее ему будет среди своих сверстников. С другой стороны, очень сложно ответить в общем, у всех разные судьбы. Однако в целом, конечно, в семье лучше.

Анна Орлова: Ребенок считается подростком с 12 лет. Если большую часть своей жизни подросток прожил в детском доме, он, разумеется, успел к нему привыкнуть. Нужно ли устраивать его в семью в таком случае? Всемирная конвенция по правам ребенка говорит о том, что детский дом никогда не заменит семью. И если у ребенка нет возможности жить в кровной семье, то, конечно, нужно создать все условия для того, чтобы он смог попасть в замещающую семью.

Юлия Юдина: Семья - это самая нормальная и естественная среда для ребенка. Подростки -это все же дети. Вспомните себя подростком. Мы же прежде чем стать взрослыми людьми, все ими были. Это такой непростой возраст, когда нас колбасит, мы меняемся, меняется наш гормональный фон: каждый день то нос отрастет в два раза, то прыщи покроют все твое лицо, а при этом мы еще пытаемся ответить себе на вопрос о том, кто мы такие. Это период такой сепарации, когда мы пытаемся выйти из состояния опекаемого, хотим самостоятельности, и при этом не готовы брать на себя ответственность.

Подростку очень важно с одной стороны иметь авторитет среди своих ровесников, и с другой - чтобы всегда был взрослый, пускай на заднем плане, но который мог бы его выслушать и принять. Таких взрослых в жизни подростков не так много на самом деле. И не всегда это родители, потому что родители - это первые люди, которых подросток отрицает и начинает критиковать и не принимать, очень важно через это пройти.

Подросток в детском доме нуждается в семье не меньше, чем маленький ребенок. Есть, конечно, теория привязанности, и лучше для ребенка, если он маленьким попал в приемную семью. Но если этого не случилось, нельзя ставить на нем крест и не пытаться устроить его в семью, потому что в семье, пусть и приемной, ему проще взрослеть, там он может лучше понять себя, выйти во взрослую жизнь раньше. У нас же очень много выпускников детских домов с тяжелейшими травмами, они выходят во взрослую жизнь в довольно инфантильном состоянии, закрывшиеся в своем статусе ребенка-сироты, которому все должны, и который, возможно, так и не повзрослеет, будет находиться в состоянии претензии к миру.



Марина Аксенова, директор благотворительного фонда «Солнечный город» Фото: из архива фонда "Солнечный город"

Марина Аксенова: Каким бы подросток ни был самостоятельным, мне кажется, что близкий взрослый у ребенка должен быть. Это не родительская функция в том виде, в каком мы ее понимаем для маленьких детей, но близкий взрослый человек, он и взрослому человеку нужен: и поддержать, и пообщаться, и быть тылом. В семейном устройстве всех подростков можно посомневаться, потому что я все же считаю, что не все взрослые, которые думают, что могут усыновить подростка, на самом деле могут это сделать. Это должен быть человек, имеющий свой собственный опыт воспитания, он должен учитывать возрастные особенности и опыт проживания, который есть у ребенка. Это должны быть особые люди. У нас был случай, когда женщина взяла к себе 15-летнюю девочку на гостевой режим ( форма устройства детей в семью на выходные, праздники или каникулярные дни. - ТД). Приемная мама была очень жесткой, диктовала свои правила и девочку совсем не слышала. До этого она принимала к себе семью только маленьких детей и считала себя отличным приемным родителем. Очень скоро девочка вернулась в детский дом, потому что обе стороны не были готовы к тому, что девочка не будет принимать правила семьи. При этом через некоторое время эта девочка устроилась в семью, хотя для нее это была серьезная травма, как при любом повторном отказе.

- Есть ли подростки, которым противопоказано жить в семье?

Юлия Юдина: Безусловно, есть категории детей во всем мире, которых нельзя устроить в семью. Это подростки, например, у которых сексуализированное поведение. Их усыновление может быть опасно для кровных детей. Есть дети, склонные к агрессии. Но таких немного. Если коротко: всех нужно устраивать в семью за исключением патологических случаев, с которыми нужно работать.

- Вы уверены, что в семье подростку все равно лучше?



Юлия Юдина, директор благотворительного фонда
«Измени одну жизнь»
Фото: из архива фонда

Юлия Юдина: Самая большая проблема подростков в детских домах - это отсутствие мотивации. Это не из-за того, что они с изъяном и червоточиной, и даже не из-за уровня образования и отношения к детям из детских домов в школах. В детских учреждениях уровень стресса как при бомбежке, поэтому все эмоциональные силы подростков уходят на выживание, ресурсов на развитие не остается. И ради кого им стараться? Кто порадуется за их успехи, кто поддержит?

И вторая большая проблема - у ребенка перед глазами проходит толпа взрослых, наставники постоянно меняются. В детских домах текучка. У вас же мама в детстве не менялась несколько раз в год. Вы как-то понимали, что она с вами надолго. Отношения привязанности в детском доме просто не успевают сформироваться. Ребенок, сознательно защищая себя, включает защитный механизм, он не пытается сформировать отношения привязанности, чтобы уберечь себя от переживаний, потери и горя. Ребенок просто «схлопывает» свои чувства.

Александра Телицына: В семье есть человек, которому ты небезразличен. В детском доме все довольно обезличены, а в семье в детях раскрывается их индивидуальность. Поэтому в семье хорошо всем, но бывают исключения.

Марина Аксенова : Я убеждена в том, что любому человеку, даже взрослому, нужен кто-то, кто может называться близким. И исходя из этого, неважно где это возникает, формируется личность. А если этого нет, то все ломается.

- Почему не все подростки стремятся попасть из детского дома в семью?

Юлия Юдина: Подростки часто не соглашаются жить в приемной семье ( учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. - ТД ), потому что им очень страшно покидать место, к которому они адаптировались. Для некоторых новая семья и потеря сложившихся связей, своих друзей неприемлема. Когда им говорят о том, что нашлись усыновители, их парализует чувство, сродни тому, что они испытывали, когда их изымали из семьи.

Еще есть те, кто понимают, что им придется привыкать к труду, добиваться чего-то, отказываться от чего-то. Потому что, условно говоря, есть у 14-летнего мальчика из детского дома родная бабушка, которая не может взять на себя опеку, но носит ему сигареты, в детский дом к нему постоянно приезжают какие-то люди с подарками, возят его на кремлевские концерты. Зачем ему вообще новая семья, если у него, как он считает, все есть.

И еще сотрудники некоторых детских учреждений сами бывают против того, чтобы детей усыновили. У них нет такой прямой задачи. Я много раз слышала от сотрудников, что у них лучше условия для того, чтобы растить детей, чем в семьях. И люди говорят это искренне, веря в свою правоту. Ведь у них есть оборудование, врачи. Они говорят: «А какая семья сможет дать такой же уход?» И вот это страшно.

Анна Орлова: Иногда подростки не хотят переезжать к усыновителям в другой город, ведь у многих есть связи с кровной семьей. И подростки понимают, что потеряют эту связь, если уедут.

Есть такие подростки, после общения с которыми я точно понимала, что им не нужна семья, но все равно нужно что-то, что хотя бы частично может ее заменить.

- Если не приемная семья, то что?



Анна Орлова, директор благотворительного фонда «Открывая горизонты» Фото: из архива фонда

Анна Орлова: Подростков, которые либо сами отказываются от приемной семьи, либо тех, кого не хотят брать из-за поведения, конечно, нельзя бросать. После общения с ними я точно понимаю, что у них все равно должно быть что-то, что заменит семью. Это могут быть волонтеры, которые к ним приходят. Есть программы наставничества. Это необходимо, потому что людей, которые готовы усыновить подростков, действительно немного. Я хочу усыновить подростка, чтобы в первую очередь быть его другом. Я хочу этого, потому что точно знаю, что это самая тяжелая категория детей, их меньше усыновляют, с ними сложнее работать сотрудникам детского дома. И вот подростков гораздо больше. И мне хочется иметь дело с уже состоявшимся ребенком. Добра в мире будет больше, если хоть один подросток получит то, чего ему не хватает.

- В последнее время много говорят о повторных отказах, то есть когда уже усыновленного подростка возвращают обратно в детский дом. С чем это связано?

Марина Аксенова: В последнее время эксперты считают, что количество вторичных отказов выросло. Подростков возвращают, в частности, потому, что они неуспешны. Этот ярлык на них вешает социум и прежде всего школа. Учителя не хотят ими заниматься, потому что это требует дополнительных усилий. На таких подростков часто вешают ярлыки «неуспевающих» и «нарушителей спокойствия», объясняя это тем, что они из детского дома. Их нужно подтягивать, а родители не всегда справляются с этим в одиночку. Когда и ребенок, и его родители со всех сторон слышат, какой ребенок плохой, это очень опасно.

С развитием различных моделей замещающих семей начало формироваться общественное мнение и отношение социума к таким семьям, ведь, взяв приемного ребенка, семья оказывается в центре пристального внимания окружающих, которые в своем отношении руководствуются нашей историей «сиротства», сложившимися мифами о детях-сиротах, а также репортажами СМИ.

Опыт общения с приемными семьями говорит о том, что окружающие их не всегда понимают, «крутят у виска» и считают, что легче и проще помогать сироте в детском доме, ездить, навещать и быть наставником. Многие говорят: «вы, конечно, молодцы», — но примерить на себя роль приемного родителя не могут, недоумевают, иногда осуждают.

Что же влияет на отношение к приемным семьям, попробуем разобраться в данной статье.

Влияние СМИ

Очевидно, что одним из самых важных источников, который оказывает влияние на формирование мнений и убеждений являются СМИ: интернет, ТВ и печатные издания. В данном случае источники СМИ можно условно разделить на два типа: профессиональные и непрофессиональные, «публичные». Аудитория профессиональных источников информации довольна узкая и чаще всего составляетоит из специалистов, которые работают с детьми-сиротами, волонтеров, а также людей, которые задумались о приемном родительстве. Каналы трансляции и распространения данной информации также довольно узки.

Массовая аудитория строит свое мнение на «шумных» и рейтинговых передачах, которые в погоне за горячими новостями чаще транслируют неуспешный опыт (трагичные случаи) о детях-сиротах и приемных семьях. Плюс ко всему, зачастую журналисты, которые работают над программами и статьями, также не владеют информацией о различных формах семейного устройства детей и все формы устройства сводят к одной - усыновлению.

Итак, информационная пропаганда неудачного опыта, недостаточная информированность журналистов о разнице в формах устройства, безграмотная подача материала о детях-сиротах на массовую аудиторию - все это формирует искаженное представление о замещающих приемных семьях.

Это приводит к тому, что аудитория СМИ не понимает актуальную ситуацию, которая складывается в системе семейного устройства детей-сирот и, как следствие, может мешать принятию ребенка в семью. Мы все еще мало знаем о детях-сиротах, учреждения все еще остаются закрытыми, а обычный человек хочет принести в детский дом побольше подарков и единожды подарить свое тепло. Общество до сих пор не знает и не понимает проблемы детей-сирот, люди просто знают, что сироты где-то живут и им нужно помогать.

Родственники, друзья, знакомые

Принятие ребенка в семью часто меняет весь жизненный уклад, а вслед за ним меняется окружение, друзья. Иногда самые близкие родственники отказываются общаться с семьей и ребенком. Нередки случаи потери супруга и смены работы. Вот в этом случае, когда только появляется мысль о приеме ребенка в свою семью, к этому необходимо подготовить и других членов семьи, бабушек и дедушек, близких родственников и друзей.

Важно заранее поставить в курс дела оповестить ближайшее окружение, узнать их мнение о появлении ребенка в семье. В дальнейшем, в процессе обучения в Школе приемных родителей, попробовать проиграть острые моменты, которые могут возникнуть или проконсультироваться у ведущих Школы. Подготовка не только родителей, но и ближайшего окружения обеспечивает максимальную готовность к появлению приемного ребенка, а также способствует более легкой адаптации ребенка.

Материальное вознаграждение: корысть или необходимость

Безусловно на отношение к приемным семьям влияет и материальное вознаграждение, которое они получают замещающие семьи (кроме усыновителей). Иногда это основной повод для осуждения. Особенно часто критикуются многодетные приемные семьи, которые «детей набрали ради денег». В этом случае говорят о том, что на детях зарабатывают, но по сути тут не только денег не заработаешь, но еще и должен остаешься, ведь у ребенка сразу иногда «вылезаеют» множество болезнейи, появляется необходимость в репетиторах, дополнительных развивающих занятиях, покупке дорогих медикаментов, психологическом сопровождении. Все это требует немалых средств.

Также нужно осознавать, что материальное вознаграждение подразумевает под собой то, что приемная семья берет ребенка в свою семью на профессиональной основе. Это означает, что она всесторонне должна заниматься его развитием, помогать преодолевать эмоциональные проблемы, наблюдать за ребенком, вести мониторинг его развития, конструктивно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, осуществлять взаимодействие с кровными родственниками, если того требует ситуация. На приемного родителя ложится груз ответственности по воспитанию и заботе о ребенке, который пришел в семью со своей личной травматичной историей. Отрывок из популярной книги Кэтти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство» может быть хорошим примером профессиональной деятельности, правильного отношения к приемным семьям и понимания детей-сирот.

Кэтти работает профессиональным опекуном, является фостерной семьей для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. По просьбе социальных служб в ее семью попадает 8-летняя Джоди, от которой за 4 месяца отказались пятеро опекунов. Как написано в предисловии к книге - «девочка с первого дня в семье показала себя настоящим тираном». Отношения к приемным семьям на западе хорошо иллюстрирует ситуация на игровой площадке, когда Джоди помешала съехать с горки одной из девочек. Отец девочки сделал строгое Кэтти строгое замечание, сказав, что ей нужно научиться следить за своим ребенком. Через некоторое он услышал разговор Кэтти с бывшей учительницей девочки, которая отметила позитивные изменения в состоянии ребенка и сказала, что Кэтти - замечательная фостерная мама и хорошо справляется. После этого мужчина подошел к Кэтти и извинился за свой грубый тон.

Важно отметить, что в сегодня детских домов в США и странах Европы нет. Ребенок может попасть в приют (детский дом семейного типа), но только на короткое время, пока ему не выберут приемную (фостеровскую) семью. Тайны усыновления также нет. Многие приемные родители и биологические матери выбирают «открытое усыновление», поскольку этот вариант приносит пользу всем, в особенности ребенку. Приемных родителей такая форма избавляет от неожиданностей, они больше узнают о наследственности, им не приходится жить в страхе, что биологическая мать внезапно вторгнется в их жизнь. Биологические родители, со своей стороны, получают постоянное подтверждение тому, что ее ребенок окружен любовью и хорошей заботой. Ребенок же может поддерживать контакт с родителем, что дает ему ответы на многие вопросы и ограждает от фантазирования. Главное тут, что это позволяет всем сторонам говорить правду - а правда имеет терапевтическое действие.

Школа

Еще одна из причин, о которой говорят приемные родители - это школа. Школьные трудности ребенка-сироты, которые обусловлены чаще психологическими, чем интеллектуальными проблемами, влекут за собой специфическое отношение к ребенку, восприятие его как «детдомовского», неудобного и отстающего. Приемный родитель опять оказывается в зоне непонимания и социального неодобрения и должен быть готов выслушать множество обидных, несправедливых обвинений в адрес ребенка, научиться сам держать оборону. Поэтому в отношении со школой нужно запастись терпением, не конфликтовать с педагогами, а напротив приложить все усилия, чтобы работать единой командой. Вообще трудности вхождения ребенка в новый класс, новую образовательную среду, плюс адаптация в приемной семье отнимают много душевных сил и ресурсов. На то, чтобы еще успевать в школе, сил просто не остается. Не все педагоги понимают, что ребенку сначала нужно совладать со своими эмоциональными проблемами, а уж потом браться за ум.

Снова мифы

За годы советской власти с ее доминантой коллективного было сформировано много мифов о детях-сиротах, которые прочно засели в массовом сознании. Вот, наиболее распространенные из них:

— воспитание в коллективе — это замечательно;
— главное — одеть и накормить;
— ребенка из детского дома берут только те, у кого нет своих детей;
— все эти «детдомовцы» больные, с ними одни проблемы;
— во всем виноваты гены, поэтому ничего хорошего из них не вырастет;
— ребенок не должен знать, что он приемный.

Разрушить эти конструкты довольно сложно. Сюда же можно отнести и установку, которая сильно укоренилась в нашей культуре: ребенок в приемной семье стереотипно воспринимается как человек из «чужой», да еще и неблагополучной группы. Так же в сознании заложен принцип кровности, то есть «родными можно стать только по крови». Однако, как показывает жизненный опыт, иногда родными становятся не по крови, а по душе, а кровные родственники могут быть вообще чужими друг другу людьми. При этом опять-таки на ребенка переносятся мифы о генах. Получается такая программа ожидания плохого и ненормального от ребенка, и если ребенок самостоятельно не справляется со своими трудностями (чаще не справляется), то легко попадает под эти ожидания и проявляет нехорошее поведение, что от него и ожидают.

Возврат детей

Отдельная тема, которая красной нитью проходит через всю тему детей-сирот и активно обсуждается в СМИ - это возврат детей. Чаще всего это происходит в моменты семейных кризисов и переходного возраста у детей, когда семья понимает, что она не в силах справиться с ребенком. В сложившейся ситуации винить только приемные семьи неправильно, потому что возвраты детей в учреждения — это только следствие всей системы семейного устройства в целом: непрофессиональной системы подготовки будущих приемных родителей, подбора семьи для ребенка и дальнейшего их сопровождения. Например, с 2013-го года прохождение Школы приемных родителей стало обязательным для всех кандидатов в приемные родители, однако этот важный этап иногда носит формальный характер, многие его проходят для галочки, есть заочные формы, а тренеры, ведущие школы, далеко не всегда имеют нужную подготовку, из-за чего «хромает» и результат. А результат - это осознанное и взвешенное принятие решения о приеме ребенка в свою семью, подбор семьи для ребенка с учетом его потребностей. По факту же не хватает специалистов, нет методик, нет грамотного подбора, поэтому в семью людей преклонного возраста60-летних могут отдать грудничка или сиблингов с трудностями в поведении, а тут зачастую уже никакое сопровождение не поможет. Вот и получается, что из-за «сбоев» в системе подготовки не формируется и ответственность семьи перед ребенком.

Система семейного устройства должна представлять модель сопровождения семьи с момента ее подготовки, и дальше - на всех этапах: подбора ребенка, принятия его в свою семью, адаптации (особенно в первый год жизни в семье). Словом, приемная семья должна иметь доступ к профессиональным службам на местном уровне, работая в ситуации доверия и безопасности.

Подведем итоги

Отношение общества к замещающим семьям — показатель развитости данной формы устройства и системы помощи детям-сиротам. Очевидно, что наше общество пока не готово осознать, что прием ребенка в свою семью - это труд и работа, требующая отдачи и знаний, что это никогда не бывает просто и нужна профессиональная система поддержки семьи.

Пока что мы только в началев самом начале этого непростого пути, который долгое времястолетия проходили западные страны. Нужно развивать институт замещающего родительства, вводить новые модели опорных семей, которые являются поддержкой для семей в трудной жизненной ситуации или семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Необходимо работать на развитие служб поддержки приемных семей и на подготовку профессиональных кадров: педагогов, социальных педагогов, психологов, задача которых помогать семье, а не контролировать ее. СМИ должны делать акцент на успешном опыте приемных семей, тогда, наверное, и общество будет их поддерживать и слова: «Это ваши трудности! Зачем тогда брали!» — уже никому не придут в голову. Приемная семья так же, как и ребенок, должна осознавать, что ее границы не будут нарушены, она должна чувствовать себя в безопасности.

Важно понять, что взять ребенка в семью — это всегда непросто, зато награда за труды велика. Отношение к приемным семьям — это вклад каждого из нас, поэтому давайте начнем с себя и будем относиться к ним с добротой, уважением и поклоном. Это то, что придает сил, уверенности и делает всех лучше!

Усыновление – это, несомненно, очень ответственный шаг, для людей, решившихся на него. И прежде, чем его сделать необходимо все тщательно обдумать.

Так почему же все-таки люди становятся приемными родителями? Какие мотивы ими движут?

Существует множество причин, почему люди желают открыть свои дома абсолютно незнакомому человеку. Попытаемся выделить основные аспекты усыновления детей.

Так, например, иногда люди путем усыновления пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость или даже поправить свое жилищное положение. Однако решать свои проблемы за счет личности ребенка с его индивидуальным внутренним миром это просто неприлично. Принятие ребенка должно быть мотивировано только, желанием помочь лишенному семейного тепла и уюта ребенку.

Бытует мнение, что появление ребенка может помочь восстановить распадающуюся семью. Но это неправда. Для успешного усыновления, наоборот, необходимо, чтобы в семье был теплый климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты.

Часто родители, пережившие потерю родного ребенка, считаю, что приемный сможет его заменить. Однако это далеко не так. Ребенок – это индивидуальность, которая не может повторить кого-либо ни полностью, ни частично.

Также не стоит усыновлять ребенка только из жалости к нему.

Чаще всего об усыновлении задумываются пары, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей. И усыновление представляется для них одним из способов, когда они могут воплотить свою мечту о детях. Однако здесь следует быть очень осторожными. Чаще всего в таких случаях родители рисуют идеализированное представление о счастливой семье, которому приемный ребенок может быть не в силах соответствовать. В некоторых случаях, усыновив ребенка, женщина все же беременеет и тогда приемный ребенок может оказаться ненужным. Практика показывает, что лучшими приемными родителями становятся те, кто уже имеет опыт родительства, то есть вырастил своих детей.

Бывают случаи, когда в детском доме ищут брата или сестру для эгоистичного или скучающего собственного ребенка. Однако тут могут возникнуть серьезные проблемы. Так как к эгоизму могут добавиться ревность и соперничество.

Иногда люди усыновляют детей, потому что им нужна компания. Дети – это прекрасные создания, и они, безусловно, будут любить вас и будут хотеть, чтобы их тоже любили. Если человеку нужен кто-нибудь, о ком он будет заботиться, и кто в свою очередь будет заботиться о нем, то усыновление детей станет прекрасным вариантом.

Следующая причина усыновления детей – это альтруизм. Однако у некоторых приемных детей могут возникать трудности. Так как, возможно, они могли быть из проблемных и нуждающихся семей. Но каждый ребенок очень нуждается в любви, и каждому ребенку необходимо дать шанс для нормального жизненного развития.

К шагу усыновления необходимо подготовиться, взвесить все за и против и действительно быть готовым к столь серьезному шагу. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, с его прошлым и возможно непростым внутренним миром. И самое важное ребенка просто необходимо любить.

Психологи составили портрет "хорошего" приемного родителя. Это человек, который не жалуется на свою жизнь, ему много чего удается, он уверен, что жизнь его станет богаче и ярче, когда в семье появится ребенок, и действительно к этому стремится, не взирая на все возможные трудности. Такой человек будет усыновлять детей не просто из жалости, а считает, что может помочь им, готов пожертвовать чем-то из своих удобств, чтобы стать любящим и заботливым родителям.

В настоящее время размещение детей в семьи стало приоритетным направлением семейной политики в Российской Федерации. Рассмотрим подробнее процедуру образования приемной семьи.


Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с . Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

Приемные дети в семье - особенности воспитания

Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

Дети должны верить в добро и чудо, тогда мир станет чище и светлее.

Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

  1. Общение.

Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.


  1. Адаптация.

Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и . Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды.

Ребенок успокаивается и принимает своих родителей, как лучших друзей. Он уже избавился от страха того, что мама и папа решат отдать его назад в детский дом.

Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы , запаситесь массой терпения и любви.

Приемные дети – проблемные дети

Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.



Воспитание подрастающего поколения – задача каждой семьи, в которой есть дети.

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

  1. Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
  2. Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку и уважение к себе.
  3. Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
  4. Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.


Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

  • Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
  • Не теряйте даже в сложных ситуациях;
  • Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
  • Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.
Пути решения социальных проблем приемных детей

Дети, которые воспитывались в детском доме, абсолютно не адаптированы к той среде, в которой растут родные дети.

Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

  1. Страх.

Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет . Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не "воюйте" со с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

  1. Учеба.

Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

Заинтересуйте ребенка в познании нового. . Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.


  1. Деньги.

Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

  • Школьные завтраки;
  • Проезд до школы и обратно;
  • Расходы на кино и попкорн;
  • Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

Объясните ребенку, что деньги – это средства к существованию, которые зарабатываются тяжелым трудом. Их нужно беречь, экономить и рационально использовать.

Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка Панюшева Татьяна

Глава 7 Детское «желание» и «нежелание» попасть в приемную семью

Детское «желание» и «нежелание» попасть в приемную семью

Все дети в первое время после попадания в детский дом переживают утрату и трудности адаптации на новом месте. С течением времени острая тоска по кровной семье сменяется привыканием к ситуации. И если нет шансов вернуться в кровную семью и при этом ребенок знает, что из детского дома некоторые дети уходят в приемные семьи, – через какое-то время он может начать выражать желание попасть в приемную семью. Это только один из признаков готовности ребенка перейти в приемную семью. Сам процесс устройства требует более детального подхода и последовательной подготовки ребенка. Об этом мы будем подробно говорить в 3-й части книги, здесь же рассмотрим значение самого по себе выражения ребенком желания или нежелания попасть в замещающую семью. Высказанный ребенком интерес – это первый шаг, поскольку ребенок хочет попасть в некую «идеальную» семью, по сути – в идеализированный вариант своей кровной семьи. Он или она совершенно не представляет себе, что это будут новые в его жизни люди, с которыми надо будет сначала познакомиться, потом привыкнуть к совместной жизни, и только потом появится взаимная привязанность. Дети могут ожидать, что при попадании в семью любовь возникнет сразу, и мама будет самая красивая, а папа самый сильный и добрый. Что они будут покупать своему ребенку подарки, всегда будут его понимать и никогда не будут его ругать. Несмотря на наивность, эти мечты по сути своей очень похожи на ожидания приемных родителей: встретить чудесного малыша, которого они будут любить, а он будет их слушаться, радовать своим хорошим поведением и успешно ходить в школу. Переживания приемных семей и их детей схожи с ситуацией у молодоженов в период «медового месяца». В реальности в процессе адаптации семьи и ребенка друг к другу идеализированные ожидания переходят в реалистичные представления и взаимную привязанность.

Желание пойти в семью возникает у детей, у которых не разрушена потребность в привязанности, есть запас доверия к взрослым и есть позитивные представления о жизни в семье (не обязательно из собственного опыта).

Однако это свойственно не всем детям. Активно или пассивно сопротивляться семейному устройству будут дети, у которых:

– серьезно нарушено формирование привязанности;

– в опыте присутствует систематическое жестокое обращение в семье;

– имеется долгий опыт самостоятельной жизни на улице (беспризорники, «бегунки»);

– сильная привязанность к кровной семье;

– наступила так называемая фаза эмансипации от семьи (подростки).

Для первых двух категорий семейное устройство возможно после реабилитационной работы. В двух последних случаях шансы невелики, но все зависит от конкретной ситуации. При этом важно понимать, что испугаться перспективы устройства в конкретную семью может и ребенок, который на самом деле этого хочет. Утрата стабильности, попадание в ситуацию полной неизвестности, зависимость от незнакомых людей, боязнь повторения негативного прошлого опыта – все эти чувства хорошо понятны любому взрослому человеку, которому приходилось переживать жизненные травмы. Очевидно, что речь идет не о «нежелании» как таковом, а о страхе повторения плохого. Для того чтобы помочь ребенку справиться с этими чувствами, нужна работа специалистов (психологов, социальных работников). Очень важно уметь отделять страх потерпеть фиаско от подлинной неготовности ребенка пойти в семью , потому что это может стать решающим фактором в жизни ребенка. И ответственность здесь целиком лежит на специалистах , работающих с детьми.

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Детское приданое Заботливая мама еще задолго до родов начинает готовить детское приданое. Как выбрать для малыша одежду не только красивую, но и удобную, в которой он будет чувствовать себя комфортно?Прежде всего, одежда должна быть сшита из натуральных тканей – хлопка,

автора Панюшева Татьяна

Глава 3 «Игра в семью» на уровне учреждения. Перенос родительских ролей на воспитателей Зачастую от директоров детских домов можно услышать такие слова: «Наш детский дом – это одна большая семья». Такими словами педагоги стараются выразить, что они делают все возможное,

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Глава 2 Переход ребенка в новую семью: как это должно быть организовано Когда родители решают принять ребенка в семью, они руководствуются самыми благими побуждениями. Хотят помочь ребенку расти, быть счастливым, любить его и заботиться о нем. Дети, пережившие расставание

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как развить упорство и победить детское упрямство Вы тихонько входите в комнату, чтобы узнать, отчего вдруг стало так тихо и чем занят ваш юный непоседа, и застаете момент взятия очередной вершины, будь то книжная полка или шкаф. И вы решаете немного понаблюдать за этим

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Детское кафе Вы пока не бывали с ребенком в детском кафе? Неудивительно. К сожалению, их пока не так много, как было в советское время, но с каждым годом становится все больше. И хотя специализированные на детской кулинарии кафе предлагают ежедневный ассортимент, начиная

автора Шалаева Галина Петровна

Желание верховодить У ребенка возникает желание верховодить, если он не умеет вести себя в компании других детей и ему кажется, что они будут мешать ему проявлять себя. Желание верховодить указывает на то, что ребенок не уверен в своих силах и старается любыми путями

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Желание подчиняться правилам Проблема, связанная с дисциплиной и наставничеством, воспринималась бы легче, если бы родители понимали, что дети хотят совершать правильные поступки. И это желание подогревается ощущением зависимости от тех, кто заботится о них, и прежде

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Желание становиться взрослым Дети испытывают двойственное желание: с одной стороны, им нравится оставаться детьми, а с другой стороны, они жаждут стать взрослыми. Иногда им хочется одного и другого одновременно. Трехлетний малыш бежит к маме, поцарапав коленку на детской

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Рисуем семью Попросите своего ребенка нарисовать вашу семью. Не уточняйте, кто должен быть на рисунке и в какой последовательности должны быть нарисованы мама, папа и прочие члены семьи. Первым обычно малыш рисует себя. Это нормально – ведь на листке он создает СВОЙ

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Как стимулировать желание трудиться «Дочери 2 года 9 месяцев.Как-то я сказала Наташе, что Аня (старшая сестра) будет теперь зарабатывать деньги, выполняя домашнюю работу. «А она купит мне коляску для куклы?» – спросила она. Я сказала: «Не знаю. Но ты и сама могла бы

Из книги Источник сил для уставшей мамы автора Гончарова Света

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Нежелание спать днем Наш трехлетний сын отказывается спать днем. Я знаю, что он устал, и ближе к вечеру с ним сладу нет. Как заставить его спать днем?Многие дети должны спать после полудня (родители должны стремиться к этому) до четырехлетнего возраста. Дневной сон

автора Сирс Марта

Готовое детское питание Покупное детское питание действительно имеет некоторые преимущества, поскольку оно удобно. Оно сравнительно дешево, приготовлено с соблюдением всех санитарных требований, готово к употреблению, расфасовано в баночки, соответствующие по размеру

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Как выбрать безопасное детское оборудование и пользоваться им Выбирая игрушку или любую вещь для ребенка, привыкайте думать о безопасности. Тщательно обдумайте, как вы (и ребенок) будете пользоваться этим предметом, прежде чем купить

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Глава 4 Как развить у детей желание учиться Учебный климат Если нам важны знания, то процесс их получения следует ценить так же, как и результат. Желание учиться усиливается, если люди ощущают заботу о себе и безопасность. Вспомните поговорку: «Сначала покажи, что тебе не

Из книги Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев автора Кейв Симона

Детское питание в баночках Если вам трудно делать пюре самостоятельно, потому что это отнимает время и силы, и вы решили покупать баночки с детским питанием, то знайте, что кроме этого есть множество способов готовить детское питание дома и делать это быстро и

Похожие статьи
Заказать звонок

© 2018 tallks.ru. Развод, алименты, оформление документов.

x

x
x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x