Форма правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних. Вопрос международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних

Форма правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних. Вопрос международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних

Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних.
Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних


Ростовская Т.К. ,
Департамент молодежной политики и общественных связей Минспортуризма России,
доктор социологических наук;
Ростовская И.В. ,
МГЮА

Забота о детях является залогом процветания государства и общества, причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем проведения социальной политики в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом.

Дети были взяты против родителей, но это решение было, к сожалению, единственно возможным и необходимым в конкретном случае с учетом интересов детей и условий, созданных для них родителями. Это прежде всего родители, которые несут основную ответственность за обеспечение условий для семейной жизни и развития своих детей. Содействие государственным социальным институтам происходит только в том случае, если семья оказывается в сложной ситуации, а не своими силами или виной, и ее цель - помочь семье преодолеть этот трудный период.

Конституционный суд в своем заключении также заявил, что основной проблемой является главная проблема заявителей, а именно отсутствие достаточного жилья для такой большой семьи и неспособность, в частности их нищета, обеспечить достаточное жилище и что это является важной причиной размещения детей в детских домах, исходя из вышеуказанных соображений, конституционная жалоба в части, касающейся регулирования конституционного воспитания детей Стены, была отвергнута как необоснованная.

В развитие темы следует отметить, что конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетнего, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

  • международно-правовой механизм защиты прав человека;
  • конституционно-судебный механизм (конституционный суд);
  • судебная защита (суды общей и арбитражной юрисдикции);
  • административные действия органов исполнительной власти;
  • законная самозащита человеком своих прав .

В ряде стран вышеприведенный набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод может быть расширен, будучи дополненным административной юстицией (квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе между несовершеннолетним работником и государством), ювенальной юстицией и т.п. В России эти формы правозащитной деятельности пока не получили должного распространения, поскольку, несмотря на теоретическую проработанность этого вопроса, элементы гражданского общества еще недостаточно развиты.

Самый старший из детей Уолл покинул детский дом в возрасте 18 лет, тем не менее, двум младшим детям было доверено в приемной семье. Причиной этого судебного разбирательства было то, что мужья арендовали квартиру на стене, отец детей работал несколько месяцев, а мать стала получать пенсию по инвалидности.

Оценка дела Европейским судом по правам человека. В основном они обсуждались в статье 8 и статье 14 жалобы. При оценке необходимости таких вмешательств принцип пропорциональности должен соблюдаться в отношении намеченной цели. Способность заявителей воспитывать своих детей или их отношение к ним никогда не подвергалась сомнению, и чешские суды также признали усилия своих родителей по преодолению их жизненных трудностей. Дети заявителей не подвергались насилию, жестокому обращению или сексуальному надругательству, чешские суды также не обнаружили у родителей недостаточного внимания, плохого здоровья детей или психологического дисбаланса их родителей.

В контексте рассматриваемого вопроса, связанного с внесудебной защитой прав и интересов несовершеннолетних, несомненный интерес вызывают способы и виды защиты как в национальном законодательстве, так и в международном, а также в ряде других государств.

Понятно, что защите должны подлежать все права ребенка, предусмотренные Конституцией РФ в качестве основных прав и свобод человека и гражданина; семейные права ребенка, перечень которых содержится в Семейном кодексе РФ (например, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и т.д.). И наконец, речь должна идти об особой защите прав и интересов ребенка, обусловленной неполной дееспособностью детей, определяемой задачами прогрессивного национального и глобального развития в целом, основанной на содержании ст. 7 и 38 Конституции РФ, включающей, как и Конвенция о правах ребенка, такие права, как право на обеспечение достойного уровня жизни и т.п.

В случае семьи Уолл воспитательные способности и эмоциональные связи ребенка никогда не учитывались, и суды признавали усилия семьи по преодолению этих проблем. С тех пор размещение детей заявителей основывалось исключительно на единственной причине неадекватного семейного жилья.

Власти чешского государства должны иметь возможность применять менее решительные меры, их обязанность оказывать активную помощь в интересах позитивной семейной ситуации. Одним из вариантов было бы отслеживание условий жизни заявителей, предоставление консультаций по отдельным шагам по улучшению ситуации и решению проблем.

Обеспечение соблюдения прав ребенка, признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, документами международного права, федеральными и региональными нормативными актами, является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Автор работает в Лиге прав человека. Женщина, для ее одиннадцатилетней дочери, пытается обеспечить инклюзивное образование, а после школы она только хотела выполнить все формальности, связанные с такой формой обучения. Но общение со школьным руководством было согнуто, и социальному работнику было предложено сделать это по просьбе школы и начал подталкивать мать объявлять дочь в другую школу.

Женщина не хотела этого любить, и она обратилась к мэрии Брно, которая дала ей право после проверки дела, как это заметил Закон несколько недель назад. Работник в основном не защищал интересы ребенка, но большая часть ее социальной работы с семьей заключалась в том, чтобы оказывать на вас давление как мать с индивидуально интегрированным учеником со специальными образовательными потребностями, чтобы перестать настаивать на том, чтобы законодательство вашей доктрины юридически закреплено, а ваше - сказал начальник Департамента социальной и правовой защиты города муниципалитетов Даса Тршенинов с тем фактом, что работник отказался от характера своей работы, что является защитой интересов несовершеннолетнего ребенка.

Под социальными механизмами защиты прав несовершеннолетних понимаются формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию их потенциала во всех сферах общественной жизни. Соответственно социальные механизмы защиты также включают в себя и правовые, то есть их нормативное правовое обеспечение.

«Изучив файл, мы пришли к выводу, что имело место какое-то неправомерное поведение, поэтому мы допускаем разумное удовлетворение морального вреда», - написал государственный секретарь министерства Петр Смрчек. Родителей не предоставляли или не консультировали, экспертные службы, и ни одного несовершеннолетнего не брали на собеседование, и никакого мнения не было найдено, - добавил секретарь.

Но с таким результатом женщина не хотела примириться. Хотя министерство признает, что была «определенная ошибка», эта ошибка не указывает или не идентифицирует лиц, совершивших неправомерное поведение, и, в частности, не упоминает о мерах, которые предотвратили бы повторение подобных случаев в будущем. Существует также отсутствие сожаления или даже извинения за поведение со стороны министерства подчиненных административных органов, - объяснил юрист, сотрудничающий с Лигой прав человека Зузана Кэндиотта, почему она сейчас преследует иск в министерстве.

В данном случае под социальным подразумевается вся система государственной поддержки, обеспечения детей, которая определяется в первую очередь уровнем социально-экономического развития страны.

Понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг и др.

Согласно Общественному Защитнику Прав, некоторые неправильные представления о школе могут быть даже классифицированы как дискриминация. Это особенно отрицание участия ребенка в школе в природе и отсутствие качественной педагогической помощи на протяжении всего ее обучения. Участие в школе в природе следует понимать как стандартную часть образования. Точно так же обеспечение качественной педагогической помощи ученику или ученику с ограниченными возможностями во время обучения является выражением равного доступа к образованию, - сказал Шабатова.

Обобщая все это, следует сказать, что механизм защиты состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов. В таком понимании механизм защиты прав ребенка в России, по мнению М.В. Немытиной , «хромает» в силу прежде всего двух причин.

Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов.

Вторая причина заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка (в действительности в государстве есть кому заниматься детством), а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 Закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Очевидна и третья причина, затрудняющая эффективность действия механизма правовой и социальной защиты ребенка. Нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Большинство из них осуществляет защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Практически это характерно для всех органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. перед Российским государством и обществом были поставлены следующие проблемы и стратегические задачи в сфере улучшения положения детей:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Важное значение в установлении правового регулирования в области защиты прав и интересов несовершеннолетних имеют следующие федеральные законы:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 8 февраля 1998 г.) и др.

В настоящее время особое внимание на государственном уровне уделяется проблеме, связанной с интеграцией молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. На это направлен проект «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

К ним также относятся выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении.

Основополагающим базовым законом в области предупреждения наркомании, безнадзорности и сиротства является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который закрепил комплекс правовых интересов и безопасности несовершеннолетних, создал правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление общества .

В соответствии с данным законом государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав составляют:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
  • органы управления образованием;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы по делам молодежи;
  • органы управления здравоохранения;
  • органы службы занятости;
  • органы внутренних дел;
  • а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Это обусловлено в первую очередь тем, что приоритет в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних следует отдавать социальным службам и их учреждениям, поскольку основной причиной преступного поведения несовершеннолетних является их социальная дезадаптация .

В соответствии со ст. 9 указанного Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

  • орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, - о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интенатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Следует отметить, что особое место в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основная задача комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - осуществление в пределах своей компетенции мер по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, предупреждению их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в Российской Федерации фактически сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирована законодательная база их деятельности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и деятельности республиканских, краевых, областных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. Нормативными правовыми актами некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Архангельская, Кировская, Саратовская, Читинская, Ярославская области и ряд других) предусмотрено образование функционирующих на общественных началах и не наделенных государственными полномочиями общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вместе с тем ученые и специалисты в области защиты прав несовершеннолетних отмечают, что законодательство, регламентирующее порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как на федеральном, так и на региональном уровне, нуждается в совершенствовании. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не соответствует сегодняшним реалиям. Неопределенными остаются место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов публичной власти, от чего, в свою очередь, зависит объем их полномочий, в первую очередь в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Указанные проблемы обсуждались в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 20 мая 2008 г. на парламентских слушаниях на тему «Повышение эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних: перспективы законодательного регулирования», по итогам которых были выработаны рекомендации .

В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций в сфере защиты прав детей, выработки эффективных мер по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью, правонарушениями и антиобщественными действиями несовершеннолетних в первую очередь на федеральном уровне участники парламентских слушаний отметили необходимость подготовки поправки в принятый в первом чтении проект федерального закона № 270008–4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР», касающиеся:

  • места и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как основных координирующих органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и как органов превентивного правосудия;
  • внесудебных процедур рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей;
  • единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, с возложением обязанностей по его ведению на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации;
  • решения вопросов трудоустройства несовершеннолетних;
  • содействия в оказании несовершеннолетним наркологической помощи.

Также участниками парламентских слушаний было рекомендовано на региональном уровне в целях единообразного подхода к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъектах Российской Федерации:

  • рассмотреть вопрос о разработке модельного закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъектах Российской Федерации;
  • разработать рекомендации по нормативной численности специалистов, обеспечивающих деятельность районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • разработать примерные формы процессуальных документов и иной служебной документации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Важным звеном в государственной системе защиты прав несовершеннолетних граждан России стал институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Институт Уполномоченного по правам ребенка - ведомство, создаваемое для отстаивания прав и интересов детей, имеющее статус независимого органа и учреждаемое законодательным путем или неправительственными организациями, которые прямо определяют свою задачу как выполнение функций уполномоченного по правам ребенка. По состоянию на март 2010 г. в 68 субъектах Российской Федерации учреждены Уполномоченные по правам ребенка .

Несмотря на то что институт Уполномоченного имеет государственные атрибуты, по своей сути это элемент гражданского общества. Он позволяет государству иметь отчетливое представление об индивидуальных интересах и интересах общества в их взаимоотношениях с государственными структурами. Омбудсмен выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных органов и законодателей.

Вопросы, которые призваны решать Уполномоченные по правам детей, носят разнообразный характер. Чтобы действовать эффективно, омбудсмену надо иметь возможность влиять на законодательство, на выработку политики и проведение ее в жизнь во имя более строгого соблюдения интересов ребенка, опротестовывать конкретные случаи нарушения его прав, а также детально знакомить общественность и организации с правами детей. В этой связи необходимо ситуацию законодательно отрегулировать принятием соответствующего федерального закона, в котором следует закрепить контрольные функции данных Уполномоченных.

В контексте Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволю более подробно рассмотреть вопросы, связанные с созданием и развитием учреждений органов по делам молодежи, так как в настоящее время в научной литературе, а также в информационно-аналитических материалах по обозначенной теме недостаточно уделяется внимания данному субъекту системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

В настоящее время на государственном уровне уделяется большое внимание вопросам молодежной политики и поддержки социально незащищенных групп населения, особую категорию которых составляют несовершеннолетние. Молодежь признают социально-возрастной группой населения в возрасте 14–30 лет (возрастная классификация ООН - 14–25 лет). Понятие «молодежь» в специальных нормативных актах и специальной юридической литературе не рассматривается . Эта возрастная группа одной своей частью относится к детям (несовершеннолетним), другая (старше 18 лет) по праву признается взрослой. Правовой статус молодежи, как и несовершеннолетних, прежде всего обусловливается двумя важными факторами: возрастными особенностями и социальным положением. Установление возрастных критериев в праве позволяет определить степень реализации прав и законных интересов и меру ответственности несовершеннолетних. По данным Росстата, численность детей в возрасте от 0–17 лет в 2009 г. составила 26 055 млн человек, или 19% от общего населения. Численность молодежи в возрасте 14–29 лет - 37 млн человек, или 26% от общей численности населения страны.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях находится на уровне 14 млн человек.

Как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р , «практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь». Одним из ключевых приоритетов государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с указанной Концепцией и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р является обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время Минспорттуризмом России разработан проект концепции федеральной целевой программы «Молодежь России», в которой предусмотрена реализация мероприятий в рамках данного направления, ориентированных на решение одной из задач ФЦП «Развитие различных форм социальной поддержки, реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, молодежной преступности и правонарушений, в том числе повторных» .

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 120-ФЗ органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Указанные выше учреждения (социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи, молодежные биржи труда и т.д.) бесплатно предоставляют различные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

Правильно выстроенная работа учреждений органов по делам молодежи обеспечивает решение целого ряда задач.

Во-первых, она обеспечивает организацию досуга, не предоставляя молодежь улице. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5–7 раз снижается количество правонарушений среди подростков.

Во-вторых, функционирующая инфраструктура решает вопросы профориентации и профессиональной подготовки. Молодой человек, как правило, связывает свой выбор профессии в зависимости от того, чем он занимался в кружке, клубе, доме молодежи. Либо это формирует его увлечения, хобби на взрослую жизнь. В любом случае, он получает дополнительные навыки, необходимые как в быту, так и на случай смены профессии.

В-третьих, благодаря инфраструктуре молодой человек находит себе друзей и единомышленников, не только среди тех, кто живет по соседству. Обстановка единства интересов со сверстниками и авторитет руководителя учреждения-наставника, безусловно, делают социализацию и самореализацию молодого человека более эффективной.

По данным мониторинга, проведенного Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на 1 января 2011 г. с молодежью работает более 300 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодежи, и более 3000 муниципальных учреждений сферы молодежной политики .

Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5–7 раз снижается количество правонарушений среди подростков.

По экспертным оценкам, в среднем за год учреждениями органов по делам молодежи оказываются услуги порядка 5 млн молодых граждан и 30 тысячам молодых семей.

Следует отметить деятельность учреждений социального обслуживания, которые проводят профилактическую работу среди молодежи в субъектах Российской Федерации. Это прежде всего Московский городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», который расширил свое влияние через создание сети филиалов в округах и создал систему уличной социальной работы.

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних». В рамках программы действует ежедневный «социальный патруль», в ходе которого выявляются социальные проблемы молодежи и уже с участием специалистов (психологов, врачей, социальных работников) оперативно решаются трудные жизненные ситуации молодых людей. В Центре работает единая диспетчерская служба для молодежи, которая обслуживает около 3000 человек в месяц. Результатом стало снижение количества правонарушений на 7,9%, количество участников правонарушений сократилось на 14%.

Одним из успешно действующих проектов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди молодежи является специальное предприятие «Новое Поколение» в Санкт-Петербурге, основная задача которого - социальная адаптация и реабилитация подростков, совершивших правонарушения и преступления. Эта задача решается посредством создания и функционирования специальных постоянных рабочих мест для подростков и молодежи, совершивших правонарушения и преступления (включая обучение специальности, официальное трудоустройство и социальный пакет).

Данный проект успешно реализуется более 15 лет: количество воспитанников, работавших на предприятии за этот период, составило 17 353 человека; количество воспитанников, положительно социализировавшихся после прохождения этой программы (средний срок пребывания - 1,5 года), составляет 92%.

Результатом работы специального предприятия «Нового Поколения» является устойчивое положительное изменение в поведении воспитанников, их социализация, психологическая адаптация, приобретение трудовых навыков и отсутствие повторных преступлений и правонарушений. «Новое Поколение» является самым масштабным проектом по работе со сложными категориями несовершеннолетних и молодежи в Европе.

Модель профилактической работы среди подростков и молодежи по принципам волонтерского движения отработана и дает хорошие результаты в Калининградской, Кемеровской, Ростовской, Саратовской, Тверской областях.

На федеральном уровне ведется координация сети экспериментальных центров и осуществляется поддержка инновационных программ, которые, в свою очередь, регламентируют деятельность всех учреждений социального обслуживания молодежи.

В Москве действует городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», который расширил свое влияние через создание сети филиалов в округах и создал систему уличной социальной работы.

В Кировской области многие социальные службы сфокусированы на проблемах семьи. Для отработки механизмов работы с семьей Управлением по делам молодежи создано образовательное учреждение «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи». На его базе осуществляются программы «Школа будущей мамы», «Родительский клуб», школы развития детей, осуществляются консультационные, коррекционные и реабилитационные услуги. Ежегодно проводятся конкурс «Молодая семья», ярмарка-выставка «Семь-Я».

В Ханты-Мансийском автономном округе ставится принципиальной значимости вопрос о том, что все еще существует проблема четкого разграничения подчиненности социальных служб. Комитет ставит перед собой задачу законодательного и нормативного закрепления этих служб. Эта задача носит общий характер, касается всех социальных служб в стране.

Положительный опыт работы с подростками и молодежью накоплен в Иркутской области. Комитетом по молодежной политике администрации Иркутской области совместно с общественной правозащитной организацией «Ювента» проводится целенаправленная работа по правовой защите подростков и молодежи.

Таким образом, созданная система учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи характеризует новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. Однако следует отметить тот факт, что из-за отсутствия на федеральном уровне Типового положения об учреждениях органов по делам молодежи, утвержденного Правительством Российской Федерации в последнее время наблюдается тенденция сокращения учреждений органов по делам молодежи.

В этой связи необходимо возобновить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части установления правового статуса учреждений органов по делам молодежи (данный законопроект прошел первое чтение в ГД ФС РФ).

Несмотря на проводимую профилактическую работу со стороны всех субъектов системы профилактики и правонарушений, а также создание на федеральном уровне Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, которую возглавлял Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев (во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» 16 декабря 2010 г. с января 2011 г. руководство комиссией возложено на заместителя Правительства Председателя Правительства Российской Федерации), в подростковой среде не снижается рост правонарушений. Наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов.

В то же время, говоря о достигнутых результатах, нельзя не отметить и существующие проблемы в организации работы с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации:

  • — указанная деятельность на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения носит недостаточно комплексный, системный характер;
  • — в кадровой работе сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров, обладающих необходимой квалификацией для организации полноценной профилактической работы;
  • — нуждается в улучшении организация индивидуальной профилактической работы с детьми и молодыми людьми, включая обеспечение доступности программ отдыха, оздоровления и занятости, а также реабилитационных программ;
  • — по-прежнему недостаточно эффективно взаимодействие органов государственной власти со средствами массовой информации в организации пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • — к профилактической работе недостаточно активно привлекаются родители, общественные объединения, волонтеры.

Следует отметить, что главными причинами подростковой преступности (на 1 января 2010 г. зарегистрировано 94,7 тысячи преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте 14–17 лет) в России являются серьезные недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной преступности, в частности проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга.

В связи с вышеизложенным в настоящее время назрела необходимость создания и развития единой государственной ювенальной политики - приоритетной составляющей социально-экономической политики государства и основой политики человеческих ресурсов Российской Федерации.

Основная цель ювенальной политики триедина и заключается в:

  • — создании правовых, организационных, экономических, социальных, политических, информационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи;
  • — повышении качества жизни детей, подростков и молодежи;
  • — социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, социально-экономическом поддержании статуса молодой семьи как основополагающего института общества.

Опыт российских регионов, прежде всего Ростовской области, а также Ленинградской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы, показал, что к числу перспективных и эффективных мер по формированию системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи относится введение: комплексного ювенального суда; ювенальной прокуратуры; ювенальной адвокатуры; уполномоченных по правам ребенка; а также формирование достаточной инфраструктуры органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными механизмами реализации основных направлений ювенальной политики являются:
- объединение усилий всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления в деле воспитания подрастающего поколения, профилактики правонарушений несовершеннолетних;

  • — развитие и укрепление семейной политики, поскольку идеология защиты прав ребенка первостепенное значение в деле воспитания ребенка придает семье. Приоритет семьи очевиден и бесспорен;
  • — экономия уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы);
  • — создание системы непрерывного юридического образования граждан России - от юридического «ликбеза» подростков, их родителей и лиц, их заменяющих; от неюристов - работников учреждений социальной сферы до юристов-профессионалов, специализирующихся по делам о несовершеннолетних.

Следует отметить также, что механизм защиты прав ребенка в современной России помимо государственных властных структур включает еще неправительственные правозащитные организации и международные инструменты.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы.

Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.

В целом позитивно оценивая деятельность неправительственных общественных организаций по различным направлениям их деятельности, считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями, потому что обеими сторонами еще не в полной мере осознаны значимость и полезность совместных усилий в реализации конституционных гарантий прав личности. В этой связи очень важными представляются разработка и принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов).

Совершенно очевидно, что необходимым условием эффективности профилактической работы является организация межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координации деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур.

В заключение следует отметить, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Так, одним из недостатков Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является ведомственный подход к решению проблем защиты прав ребенка и отсутствие должного механизма взаимодействия между определенными данным законом субъектами ювенальной политики.

Таким образом, очевидно существование острой необходимости создания целостной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам. Реализация этой цели требует последовательных шагов, внедрения и распространения современных эффективных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.

Мы с братом пострадали на службе в российской армии с 1994г по 1996г служили, во время прохождения службы на наших лицах образовались обширные фурункулы обратились при части в лазарет но там только порезали наши лица и ещё больше наделали шрамов так и уволили с уродскими не вылеченными лицами..после увольнение со службы родные не узнали подруги бросили и начелось не жизнь а настоящий ад дипрессии на работу не принемают обращались в медучереждения по месту жительства на что там ответили денег нет ни чем помочь не сможем, уже 20 лет психологическое состояние нарушено за спиной только и слышно урод и прочие вещи боезно на нород выходить. помогите пожалуйста раэабраться в данной ситуации?

Прошу Вас о помощи Помогите пожалуйста вернуть детей. У меня их забрали в приют. Сыну 8 лет Дочири 3 года. Характеристики со школы д, сада хорошие. Я хочу забрать детей дамой. Они нужны мне и я им нужна мне без них плохо. Два раза суд был пока не лешили родительских прав.от управляют на экспертизу смогу ли я воспитывать своих детей я не знаю кому обратица за помощью. Кто может мне помочь кому можно обратица.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних

Введение

права несовершеннолетний защита

Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) См.: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. в ст. 38 провозгласила, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей. Эти общие положения конкретизированы в ряде федеральных законов и иных актах, направленных на реализацию утвержденного Президентом РФ национального плана действий в интересах детей.

Права несовершеннолетних были закреплены в большом количестве законов и подзаконных актов: Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. , Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ) Семейный кодекс РФ. Принят 29 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16. , Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. и других.

Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство еще в середине 90-х годов XX века определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей. Николаева В.Ю. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. № 6. С. 5.

Так можно заключить: вопросы регулирования прав несовершеннолетних довольно актуальны. Проблемы в этой сфере обусловлены, во-первых, спецификой отношений государство - несовершеннолетние, во-вторых, установлением рыночных отношений и как следствие слабой социальной защищенности некоторых слоев населения. Важность же такой сферы государства, как охрана прав и законных интересов несовершеннолетних состоит в том, что государство не только политический институт, но и население, состояние которого непосредственно сказывается на всех элементах государства.

В рамках темы охраны прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского реагирования необходимо:

1. определить основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

2. обозначить круг нормативных актов, в которых закреплены права несовершеннолетних;

3. указать место органов прокуратуры в деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Государственная политика и нормативно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

Государственную политику в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних следует рассматривать как целенаправленную, систематическую, специально организованную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах несовершеннолетних. Установление данных целей определяет социальную природу государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

Обеспечение качественного образования и воспитания детей;

Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

Повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав - это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они - головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные работники оказывают социальную, психологическую, юридическую и другую помощь несовершеннолетнему правонарушителю в рамках судопроизводства.

Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция) Конвенция о правах ребенка: Международный договор от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI. является основой в установлении прав и основных гарантий несовершеннолетнего или ребенка. Статья 1 Конвенции устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. См.: Там же. Также очень важно, что Конвенция провозглашает основные и неотъемлемые права именно ребенка и вместе с этим возлагает на государство-участника Конвенции обязанность соблюдения и защиты этих прав. Плюс данного документа состоит в том, что он позволяет защищать права и интересы несовершеннолетнего на международном уровне. Однако источники международного права, хотя и имеют примат над государственным правом, часто государствами воспринимаются с точки зрения декларативности, не обладающей прямым действием.

Конституция РФ раскрывает положения Конвенции более детально. Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2т. М.: Юрист, 1997. Т. 2. С. 19.

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. См.: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый». См.: Н.Е. Борисова и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 10. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Федеральный закон 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Среди дополнительных гарантий права на образование предусмотрены: бесплатное обучение на курсах подготовки к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования; бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования; полное государственное обеспечение до окончания государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; выплата повышенной стипендии; бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а в период каникул - к месту жительства и обратно.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание включают: бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях; предоставление бесплатных путевок в школьные, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха.

Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение: сохранение права на жилье в период обучения, службы в Вооруженных Силах, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы; внеочередное предоставление жилой площади.

Дополнительные гарантии права на труд: выплата пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области.

Важно отметить, что криминализация подростковой среды продолжает оставаться тревожным явлением современного общества. Это результат неблагополучия в социально-экономической и духовно-нравственной сфере нашего общества, вызванного целым рядом причин: от падения жизненного уровня значительной части населения и криминализации общества до распространения жестокого обращения с детьми в семьях, при снижении ответственности за их судьбу, и либерализации законодательной базы.

Одной проблем является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности, ее либерализация.

Так, законодательством не предусмотрена возможность постановки на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, уклоняющихся от обучения, а также временная изоляция их на реабилитационный период в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при УВД. См.: Миронова Е.О. Направления, формы и методы профилактики детской безнадзорности и беспризорности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 44. Работа с данной категорией несовершеннолетних возложена на социальные службы, однако на практике эта система не действует. Требует решения на законодательном уровне вопрос о принудительном стационарном лечении несовершеннолетних от наркомании, токсикомании и алкоголизма. Имеются проблемы в организации взаимодействия органов внутренних дел, суда, прокуратуры по вопросу профилактики повторной преступности несовершеннолетних. С 2006 г. отмечен рост повторной подростковой преступности, в том числе удельного веса несовершеннолетних преступников, ранее совершавших преступления и уже судимых. Из общего числа подростков, совершивших преступления в 2008 г., 17,6% ранее совершали преступные деяния, 13% - были судимы. В первом полугодии 2009 г. данные показатели составили соответственно 18,3% и 12,6%. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2010. № 1. С. 32. Это свидетельствует о крайне низкой эффективности применяемых к несовершеннолетним мер предупреждения повторных преступлений и ненадлежащей деятельности органов и учреждений, в обязанности которых входит профилактика преступности несовершеннолетних. См.: Шадрин Т.Н. Детки в клетке // Ваше право. 2007. № 4. С. 8.

Роль прокуратуры РФ в осуществлении прав и законных интересов несовершеннолетних

Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, в сущности, охватывается такой деятельностью прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Однако в связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры и государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления его профилактической направленности, надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних требует особого правового регулирования. В достижении этих целей был издан Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (далее - Приказ). Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. // Законность. 2008. № 2. С 47 - 52.

Анализируя данный приказ, можно выделить, по меньшей мере, три направления деятельности прокуратуры РФ в рассматриваемой сфере:

В Приказе специально подчеркивается важность того, что права и законные интересы несовершеннолетних закреплены, прежде всего, в Конвенции и нормах международного, а затем и российского законодательства, в данных источниках права, рассматриваемая сфера определена как приоритетная сфера деятельности государства. Только поэтому уже нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних не допустимо.

Очень положительно, что в соответствии с Приказом на работников прокуратуры РФ ложится обязанность систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры (пункт 3.2). См.: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. // Законность. 2008. № 2. С 48.

Если условно разделить прокурорский надзор по сферам, затрагивающим права несовершеннолетних, то:

А) в социальной сфере подразумевается надзор за своевременностью оказания помощи нуждающимся несовершеннолетним через различные выплаты, оказанием качественной и своевременной бесплатной медицинской помощи, доступность образования, а также надзор за нарушениями жилищных, имущественных прав несовершеннолетних и трудовых;

Б) в духовной сфере имеется в виду надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий. В данном случае предполагается, что возможны случаи незаконной деятельности деструктивных религиозных объединений, связанной с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получению основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.

В) в сфере государственного управления - проверка работы комиссий и подразделений по делам несовершеннолетних, служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности органов внутренних дел, органов управления социальной защиты и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. См.: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. // Законность. 2008. № 2. С 47 - 52.

Наиболее сложными, видятся отношения, возникшие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В связи с этим, необходимо непосредственное участие прокурора, а точнее, осуществление прокурорского надзора в рамках этих отношений. Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон о профилактике). Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177. Пункт 3 статьи 10 данного закона подтверждает, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимо обратить внимание, что ограничение некоторых прав несовершеннолетних возможно лишь с согласия прокурора или необходимо его уведомить прокурора. Так, например, контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, причем, копия этого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением; о применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения. См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177. Немало важным является тот факт, что участие прокурора и адвоката в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа является обязательным.

Необходимо признать, что права и интересы несовершеннолетних находятся под жестким контролем со стороны государства. Об этом можно судить исходя из положений СК РФ, который в свою очередь регулирует и личные не имущественные отношения в семье. Так отдельные категории дел, рассматриваемые в рамках семейных правоотношений, требуют обязательного участия прокурора и органа опеки и попечительства. К таким делам можно отнести - дела о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении родительских прав, об установлении усыновления ребенка (ст. 73), об отмене усыновления ребенка (ст. 140). Семейный кодекс РФ. Принят 29 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16. Однако положения СК РФ не согласуются с нормами Гражданского процессуального кодекса от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс РФ. Принят 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. в соответствии, с которым неявка прокурора извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству. Таким образом, в случае неявки прокурора и соответственно рассмотрения дела в его отсутствие возможны нарушения прав и ущемления интересов несовершеннолетия, другими словами одна из наиболее существенных гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних пропадает, то есть фактически отсутствует. Малышев В.А. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации // Адвокат. 2008. № 4. С. 37. В этой связи, видится необходимым изменение норм ГПК РФ предусматривающих возможность рассмотрения дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних в отсутствие прокурора. Существенным механизмом защиты прав несовершеннолетнего является отобрание его из семьи. Данная процедура возможна лишь при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, она осуществляется органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Но наиболее важно то, что орган опеки и попечительства в этом случае должен незамедлительно уведомить прокурора. Однако этим не ограничивается участие прокурора по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Анализ гражданского процессуального законодательства, семейного законодательства и Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» О прокуратуре: Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. // Российская газета. 1992. 18 февраля. позволяет сделать вывод, что прокурор может самостоятельно выступать с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, кроме того он полномочен возбуждать производство об административном правонарушении, а при наличии оснований полагать, что нарушения имеют характер преступления прокурор принимает меры, к тому, чтобы лица его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию. См.: Там же.

Заключение

право несовершеннолетний защита

Определенно можно сказать, что охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, как сфера государственной деятельности, на сегодняшний день является приоритетной, если выразится точнее - стратегической. Это подтверждается и состоянием законодательства и повышенным вниманием со стороны ученых и общественности. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах - вот наиболее важные направления государственной политики в рассматриваемой сфере.

Как раз, острота и значение проблемы охраны прав и законных интересов несовершеннолетних обусловила необходимость ужесточения контроля и надзора в рамках данных правоотношений. Являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, именно прокуратуры обладает необходимым и эффективным инструментарием по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Так можно выделить основные направления деятельности прокуратуры РФ в данной сфере:

1. исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи;

2. пресечение преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

3. предупреждение преступности несовершеннолетних.

Состояние же правовой системы РФ позволяет сделать вывод о том, что законодательство РФ отвечает нормам и принципам международного права. Однако существуют некоторые противоречия и пробелы в законодательстве, устранение которых позволит говорить о еще более защищенном положении несовершеннолетнего. Российская система права ориентирована на увеличение гарантий несовершеннолетних, усиление опеки над данной категорией граждан путем взаимодействия различных органов государственной власти и прямого их воздействия на данные правоотношения.

Так же необходимо понимать, что, как правило, прокурор имеет дело уже с нарушенными правами и ущемленными интересами несовершеннолетних, поэтому наиболее эффективным воздействием государства на рассматриваемые правоотношения является воздействие на институты и органы, непосредственно связанные с жизнью и развитием несовершеннолетнего (семья, система образования, органы опеки и попечительства и другие). Причем воздействия положительного, такого как взаимодействие, финансирование, поощрение, повышение уровня правосознания и др.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Общественные отношения, возникающие при осуществлении защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей в отношениях с государственными органами в РФ. Роль нотариата и прокуратуры в правовом обеспечении предпринимательской деятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2013

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России. Семейно-правовые средства обеспечения их безопасности; формы и способы защиты их прав и законных интересов, опыт судебной практики. Цели и функции системы юстиции для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Понятие и структура правового статуса личности. Юридическое закрепление законных интересов в российском законодательстве. Субъекты законных интересов в сфере публичного и частного прав. Культурологическая концепция разрешения конфликтов интересов.

    диссертация , добавлен 21.03.2015

    Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателей. Особенности защиты их прав при проведении государственного надзора. Обязательства работодателей. Понятие и порядок нотариальной защиты их законных интересов.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2016

    Изучение форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Анализ внесудебных и судебных форм защиты. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав предпринимателей.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел о защите прав и интересов несовершеннолетних с участием ОВД. Анализ норм материального и процессуального права; способы судебной защиты прав несовершеннолетних; совершенствование законодательства.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Деятельность органов прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора. Индивидуальная профилактическая работа, профилактика правонарушений.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Основание открытия конкурсного производства и его правовые последствия. Оценка имущества несостоятельного должника. Условия договора продажи прав его требования. Защита прав и законных интересов кредиторов по неденежным обязательствам и конкурсной массы.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2016

    Квалификация трудовых отношений, подлежащих защите в гражданском судопроизводстве. Выбор способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, обращение прокурора в суд с заявлением в их защиту, с оспариванием нормативного правового акта.

    реферат , добавлен 26.09.2009

    Правовые основы защиты предпринимательства. Механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая и нотариальная защита. Рассмотрение хозяйственных споров общими, хозяйственными и третейскими судами.

Похожие статьи
Заказать звонок

© 2018 tallks.ru. Развод, алименты, оформление документов.

x

x
x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x